Южные форты кронштадтской крепости

Вид на форт "Милютин" с дамбы

Много раз ловили себя на мысли, что до сих пор не посетили ни одного из островных фортов, расположенных в заливе южнее судоходного фарватера. В праздничные февральские дни 2017 года осознали, что больше нет оправданий нашему бездействию. День назначен, толщина льда проверена по метеосводкам, маршрут утвержден!

маршрут похода

Как добраться до южных фортов?

Мы планировали осмотреть так называемые «южные номерные» форты №1, №2, №3 и «Павел I». Все они практически цепью расположены вдоль защитной дамбы, со стороны Питера. На личном авто или такси удобно доехать до «кармана» на дамбе у южного въезда в туннель под судоходным фарватером. Общественный транспорт на дамбе остановок не делает. Мы выбрали вариант – на электричке от Балтийского вокзала до ст. Бронка, а дальше ножками.

В начале одиннадцатого утра состав прибыл к ж/д платформе, мы обогнули виадуки автомагистралей и вышли на насыпь дамбы. Судя по литературе, наиболее интересным для посещения считается форт №3. Поэтому он значился первым в нашем списке. Выйти на лед мы предполагали в месте кратчайшего расстояния до форта. Но тут вышла заминка. Белое поле залива не вызывало сомнений в прочности, во многих местах виднелись фигурки сидящих и гуляющих рыбаков. Но между берегом и сплошным ледяным полем выделялась темным цветом трех-четырех- метровая полоса льда неопределенной прочности. Судя по надломам, его толщина составляла 2-3 см. Треккинговая палка уходила под лед на 50-70 см! Искать проверенный путь – терять время. Решились на преодоление препятствия ползком, по-пластунски. Рюкзаки перетягивали при помощи страховочной веревки. Встали, отряхнулись и, подгоняемые ветром, быстренько двинулись к каменному строению, возвышающемуся надо льдом где-то в полукилометре от нас.

форт "Граф Милютин"

В 1808 году для укрепления кронштадтской крепости, в связи с ведущейся англо-русской войной, южнее форта «Рисбанк» из бруса и бревен была построена «Южная батарея №3» для размещения 14-ти орудий. После этого о ней забыли на добрых полвека.

В 1862 году, после первого боя броненосцев «Монитор» и «Вирджиния», оснащенных вращающимися башенными орудийными установками, артиллеристы и фортификаторы решили использовать подобные конструкции для береговых крепостей.

Проект южной башенной батареи №3 разработал Э.И. Тотлебен, выдвинув её на запад относительно существовавшей. Строительство нового острова велось с 1868 по 1879 год. В 1880 году батарею инспектировал император Александр II, после чего был издан указ о переименовании её в форт «Граф Милютин».

План форта "Милютин"

Первое, что бросается в глаза при подходе к «Милютину» с фронта, – бетонный «грибок» с железной «шляпкой», расположенный у воды, ближе к южной оконечности форта. В нем размещался дальномерный пост системы Петрушевского.

"Грибок" дальномерного поста

Обходить монолит гранитного эскарпа удобнее с северной стороны.

Гранитный эскарп форта

На волнорезе правого фланка устроены доты противодесантной обороны, а выше них – артиллерийские позиции зенитной артиллерии. Это создавалось в 30-е годы прошлого века.

Дот противодесантной обороны

Позиции зенитных орудий

Особенность «Милютина» – широкий валганг, для подъема на который с горжевой стороны устроены два симметричных гранитных подъема. Изначально, в 1871 году, здесь установили шесть башен системы Кольза с одним 11-дюймовым орудием в каждой.

Волганг форта

Снаружи башня диаметром 8,5 м обшивалась броней толщиной 30 см, затем следовал слой из тикового дерева и внутренняя броневая защита толщиной 7,5 см. Конструкция башни выдерживала прямое попадание 14-дюймового снаряда! Общий вес башенной установки составлял более 500 т. Только крепежных болтов на башне использовалось больше тонны! Эти механические монстры вращались при помощи паровых машин, установленных в казематах под каждой башней, и «изрыгали» из себя снаряды весом по 240 кг! И вся эта движущаяся, стреляющая махина на искусственном острове! Бесконечное удивление проектом и качеством исполнения!

Броневая башня Кольза

К Первой мировой войне батарея претерпела серьезные изменения: башни были демонтированы; над шахтами залиты бетонные перекрытия, поверх которых разместили 6 орудий системы Канэ; паровые машины заменены на дизель-генераторы. Эти строения мы и видим сегодня.

Пути подвоза боеприпасов к орудию

Окна подачи снарядов

На верхнем срезе левого, южного фланка «прищурился» смотровыми щелями командно-наблюдательный пункт батареи.

Командный пункт на левом фланке форта

Самое крайнее сооружение левого фланка – зенитная батарея.

Позиции зениток на левом фланке

Пристань внутренней гавани «одели» в гранит также перед Первой мировой войной.

Пристань во внутренней гавани

Казарменные помещения

Во фланговых казематах форта изначально размещались офицерские казармы.

Центральная часть горжевой стороны форта

В который раз нас удивляют элементы декоративной отделки на горжевых фасадах фортов. Казалось бы, на оборонительных сооружениях, которые неминуемо должны пострадать при боевом использовании, все элементы должны иметь утилитарное значение. Но нет! Не рваный бетон, а лепнина и пилястры ежедневно представали перед взглядами артиллеристов гарнизона!

Потерна с колеей для снарядных тележек

Ближе к эскарпу расположена потерна, соединяющая фланки форта.

Центральная потерна

Проходы с рельсами для снарядных тележек частично замурованы в послевоенные времена, при использовании форта в качестве склада.

Колея для подвозки боеприпасов

Удивительно, но из недр форта не выкорчевали массивный радиатор отопления.

Радиатор отопления

А в одном из помещений нам попалась кровать, явно не прошлого года изготовления!

Кровать из прошлого

В подземных коридорах правого фланка присутствуют следы пожара: то ли длительное время горел мазут, то ли подобие напалма…  Но температура была такова, что плавился кирпич! Плавился и стекал!

Следы высокотемпературного пожара

Оплавленный кирпич

Ближе к солнцу – казармы и все сопутствующие помещения.

В казарме правого фланка

Уборная

Крайнее подземное сооружение правого фланка – прожекторная шахта. Построена перед Первой мировой.

Прожекторная шахта

Форт осмотрен. Застегиваем все клапаны одежды и выдвигаемся на восток, к форту «Павел I», очертания которого едва просматриваются сквозь поднятую ветром поземку.

Переход к форту "Павел I"

Переход занял не больше 10 минут.

Глядя на разбросанные гранитные блоки и руины оставшейся башни, с трудом можно себе представить, что некогда здесь была одна из мощнейших островных крепостей Кронштадта.

Форт «Рисбанк» (трактуется с немецкого как «засечка на отмели») строили с 1739 по 1801 год. Изначально он был вооружен 66-ю пушками. Форт многократно перестраивался из-за разрушений, вызванных наводнениями, и в связи с совершенствованием артиллерийских орудий. В 1854 году император Николай I повелел переименовать “Рисбанк» в форт «Император Павел I». Он имел на своих позициях более 200 орудий, которые обслуживали свыше 600 артиллеристов, и являлся на тот момент самой мощной крепостью России.

План форта

Первые взрывы сотрясли форт в 1919 году. Тогда мятежниками были взорваны хранившиеся здесь мины. Как сигнал Кронштадту к восстанию. Не смотря на серьезные повреждения, сооружения продолжали использовать в качестве складов для хранения минного оружия.

Внутри единственной башни

Летом 1923 года на форте «пошалили» матросы-авроровцы, высадившиеся здесь после шлюпочных учений. Форт горел и взрывался в течение суток. Осколки боеприпасов и куски крепостных сооружений разлетались аж до Ораниенбаума. После этого взрыва форт использовался только в качестве мишени для артиллерийских стрельб.

Вид на форт "Милютин"

Оставшаяся после взрыва башня

Здесь раньше была внутренняя гавань

После обхода острова выходим на лед и держим курс на задранные вверх «шеи» кранов порта Бронка. Насыпь форта №2 из-за поземки просто не видна.

Изначально на месте форта №2 в 1856 году был насыпан бруствер, за которым разместили восемь 9-дюймовых орудий. Еще через десять лет, после постройки казематов, сооружение переименовали в честь одного из строителей – генерал-майора И.Г. Дзичканца – в форт «Дзичканец».

План южной батареи №2

К концу XIX века на форте появились бетонные сооружения – прожекторная шахта, дальномерный павильон.

Фасад казармы

На берегу внутренней гавани форта

В казарме форта

Однако, к 1908 году форт потерял боевое значение и далее использовался, как склад военного имущества. И только с развитием зенитной артиллерии, в 30-е годы прошлого века, после размещения здесь соответствующего вооружения, форт был включен в систему ПВО кронштадтской крепости.

Вид на южную батарею №2 с юга

Следующий остров на пути к южному побережью Финского залива – форт №1. Это самый маленький форт в системе обороны Кронштадта. Он строился в одно время с фортом №2 для защиты пространства между побережьем залива и фортом «Павел I» от прорыва кораблей с малой осадкой.

План южной батареи №1

Оба форта строились по схожим проектам и имели схожее вооружение.

Казарма форта

Гавань форта

Форт №1, также, как и форт №2, продлил свое боевое использование после размещения на нем зенитной артиллерии.

Наблюдательный пост

Батарея зенитных орудий

В 1958 году оба форта были оставлены военными и подверглись многочисленным «атакам» искателей цветного и черного металла. Действительно, железных конструкций на фортах мы практически не увидели.

Вид на фронтальную сторону южной батареи №1

С крайнего южного форта мы ушли на дамбу, т.к. путь к берегу залива преграждали полыньи. А трещины в ледяном поле мы обнаружили еще раньше. Веревка в видеоролике и движение на расстоянии друг от друга – это как раз наша страховка «на всякий случай».

Переход закончился благополучно, план знакомства с южными фортами Финского залива выполнен полностью!

В статье использованы материалы книги Леонида Амирханова и Владимира Ткаченко «Форты Кронштадта».

 

comments powered by HyperComments