Большая вода Большого Таганая

Откликной гребень

​Предыстория.

В мае 2014 года мы с Димой поехали в гости к его родителям на Южный Урал. По этому случаю собрались мы с ним вдвоем  еще и в поход  по горам Национального парка Таганай. Планировали 4-дневный поход по южному кряжу Большого Таганая с посещением основных его трех вершин: Двуглавой сопки, Откликного гребня и Круглицы.  Напомню, что это родные земли Димона, здесь он в "своей тарелке", мне же предстояло увидеть тайгу впервые!

Нитка маршрута: Златоуст - верхняя тропа - т/ст Белый Ключ - т/ст Гремучий Ключ - г.Двуглавая Сопка - Откликной гребень - Златоуст.

GPS трек маршрута по Большому Таганаю можно посмотреть и скачать здесь.

Предыстория очень занятная: в самом начале мая на Южном Урале внезапно выпала месячная норма осадков в виде снега. Также внезапно следом наступила  жара - и сугробы начали активно таять. Мы приехали на Урал именно в тот период, когда с вершин гор текли реки (!) талой воды... Тропинки, дорожки, стоянки - все стояло в воде. Причем о том, что поход из пешего превратится в водный, мы узнали, уже будучи в Национальном парке Таганай! Итак, поплыли!

День 1.

Ранним утром  14 мая мы с Димоном прибыли в город Златоуст. Городок встретил нас солнечно и дружелюбно! Многие прохожие при виде нас с большими рюкзаками спешили подсказать, как удобнее и быстрее добраться до Таганая. Такое гостеприимство очень нам приятно!

Расстояние от ж/д вокзала до парка Таганай небольшое. Добраться можно как пешком, так и на маршрутках или автобусах. Мы, еще полные сил, решили пройтись, чтобы хоть чуть-чуть познакомиться с городком.

И вот уже через минут 15-20 мы вышли к повороту на Национальный парк "Таганай". Отсюда уже открывался шикарный вид на горный хребет Большой Таганай! Горы звали и манили!

Национальный парк Таганай

Прочитав предварительно рекомендации на официальном сайте Таганая, мы решили обязательно зарегистрироваться. Регистрация производится в Центральной усадьбе. Мы сообщили свои телефоны, описали нитку маршрута, предполагаемые места стоянок и получили регистрационный лист, в котором на выходе из парка должны будем поставить отметку. Так что все серьезно!

Регистрация в парке Таганай

Пообедав, набрав родниковой воды при входе в парк, где-то только в час дня мы вышли на маршрут! Поначалу  дорога была абсолютно сухой, ничто не предвещало никаких водных приключений. Чистый воздух, солнышко, первая, еще такая нежная зелень, первоцветы, пение птиц! Жизнь прекрасна!

Но после дорога становилась все жиже и жиже (в буквальном смысле слова), а местами стояла сплошная вода. В тот момент нас это пока еще веселило. Мы даже порывались мыть обувь в лужах и ручьях, т.к. прилипающая грязь превращалась в мощный грузик.Налипшая к ногам грязь

Вскоре пересекли очень живописную горную реку Большая Тесьма. Перевели дыхание перед  затяжным,  крутым подъемом. Встретили здесь первых  туристов. Вопросов  про состояние тропы, по которой они шли, задавать не стали: были уверены, что хуже уже не будет…

Мост через реку Большая Тесьма

И вдруг на подъеме начались новые препятствия: вниз с горы по тропе, по камням текли бесконечные ручьи.  Ноги  стали вязнуть в жиже, скользить на камнях. Идти становилось все тяжелее. Чем выше в гору – тем больше воды навстречу. Привалы стали делать через каждые 10 минут. Настроение потихоньку портилось…

Наконец-то достигли приюта Белый Ключ. Это ближайший к Центральной усадьбе приют. Как правило, он самый многолюдный. Прямо от него идет лестница к скалам Двуглавой сопки.  Но мы оставаться здесь не планировали и, напившись местной целебной родниковой воды, двинули дальше.

Читайте по теме: Маршрут траверса хребта Зигальга через гору Большой Шелом

Вскоре состоялось мое первое знакомство с курумниками.  Ранее я видела их только на фотографиях. Мне они казались очень несложными для передвижения: прыг-скок с камня на камень.  В реалии же все с точностью наоборот. Камни оказались достаточно здоровыми и скользкими из-за таявшего снега. Под курумниками было слышно журчание ручьев. Между каменными глыбами местами лежал снег  -  и наступать на такие участки было опасно.  Дима аки горный козлик на своих длинных ногах преодолевал эти участки очень быстро и ловко, я же тормозила все движение. Каждый камень был для меня как отдельная гора, на которую надо залезть и после спуститься. Частенько приходилось снимать рюкзак.

Первые курумники Таганая

После курумников начался очередной крутой подъем. И воды здесь было еще больше. Местами обойти ее было просто нереально, большую часть дороги мы шли по воде. Вот тут хочу похвалить свои белорусские берцы «Витязь»! Они не промокли вообще! Единственный их минус был лишь в том, что в подошву набивалось очень много грязи – и поднимать ноги становилось всю затруднительнее.

Подъем к Гремучему Ключу

Наконец-то дошли до приюта Гремучий ключ, где и планировали ставить палатку. И о ужас!!! Вся стоянка - в воде! Вся!!! Местами это была уже даже шипящая и слегка засасывающая трясина!

Распутица

Все надежды были только на то, что в приюте есть свободные места для ночлега.  Нам навстречу вышел Михаил, хозяин приюта. Рассказал, что вот уж как третий день здесь потоп, даже бревна, что лежали на постройку дома, уносит вода. Передвигаться можно только в резиновых сапогах. Про палатку просто и речи уже не шло! И все же горные боги Таганая смилостивились над нами: выяснилось, что на приюте сейчас как раз свободен номер для двоих!  И с этой минуты начинается просто какая-то волшебная сказка про Таганай.

Наш номер для двоих похож на охотничий домик. Внутри него все необходимое: деревянные нары, большой стол, печка, ручной умывальник! Из окна открывался шикарный вид на хребет Средний Таганай. А еще мы заказали баньку! Для меня поход перестал быть походом и превратился в поездку на турбазу!

Вид на приют Гремучий ключ и скалы Бараньи лбы

Приют Гремучий ключ

Внутри домика на турбазе

Баня в горах Таганая

Заселившись, на радостях мы достали «живой» воды, бычков в томате и все это дело отметили!  После немного отдохнули и пошли осматривать местность, залитую водой.  Все настолько журчало, что не покидало ощущение, что ты плывешь где-то по большой реке на плоту.

Вскоре нам уже растопили баньку! Это непередаваемое удовольствие! Это волшебство! Высоко-высоко в горах, где-то посреди тайги измученный турист парится в баньке, хлестает свои убитые ножки свежим ароматным еловым веничком, обливается тут же ледяной водой из горных ручьев, коих было видимо-невидимо.

Спать хотелось сильно, но тратить время на сон было неумолимо жалко. Такая красота! В полной тишине в своем теплом сухом жилище мы растопили печку, заварили свежий  чаек, зажгли горелку и разглядывали в бинокль курумники Среднего Таганая, после любовались полнолунием. Луна как яркий фонарь освещала приют всю ночь.

Вечерний чай

Вид на Средний Таганай из окна приюта

Да, из бесед  с Михаилом узнали, что на приюте частые гости – зайцы. Еще здесь встречались нередко медведи и даже рыси. Но их мы из окошка не увидели! А может, просто уснули рано…

День второй.

Проснулись ранним утром. Умылись родниковой водой, испили кофею, снова полюбовались на горы вокруг, позавтракали и рванули налегке, без рюкзаков  на северную вершину Двуглавой сопки – Бараньи лбы.  Как я уже писала ранее, на южную вершину («Перья») можно подняться по лестнице от приюта Белый ключ. А на северную вершину необходимо подниматься прямо от приюта Гремучий ключ.

Поначалу тропа виляла по полянам, небольшим буреломам. Местами встречался снег. Все также журчали ручьи. Но небо было таким ясным, а солнышко таким ярким, что ничто уже не омрачало нашего настроения.

Тропа на Бараньи лбы

Вдруг тропа уткнулась в курумники. Но эти курумники были особыми. Камни порой достигали огромных размеров. Прыгать с камня на камень просто физически было нереально. Между камнямичерные пропасти, откуда доносилось журчание воды. В одну из таких черных расщелин у меня упала крышка от объектива. Но было уже не до расстройств! Самой бы в целости и сохранности доползти. Часто камни были очень неустойчивы, шаталисьГде-то еще не стаял снег, и камни были очень скользкими. Дима словно бабочка порхал с камня на камень,  а с меня за 2 часа подъема триста потов сошло. Уж молчу о числе не поддающихся восстановлению нервных клеток!

Курумники на скалах Бараньи лбы

Аня среди курумников

Но все это стоило того! С северной вершины  Двуглавой сопки (1041 м) открывался небывалой красоты вид! Вот онседой Урал! Вот она – тайга и каменные рекиДолго сидели и медитировали, любовались красотами, смотрели в бинокль, звонили родителям и делились счастьем.

Виды с вершины скал Бараньи лбы

Спускаться оказалось гораздо страшнее, чем подниматься. Тем не менее, спустились в 2 раза быстрее! А Михаил рассказывал, что зимой здесь можно подняться на лыжах всего за 30 минут!

Вернувшись в наш уютный домик, передохнув, мы хотели отправиться к Откликному гребню. Но Михаил нас расстроил и сказал, что все, что выше приюта – все в снегу и воде.  Пройти нереально. Наши планы по покорению горы Круглицы тоже накрывались медным тазом. Был вариант спуститься к каменным рекам в ущелье, на Нижнюю тропу, и обойти вершину, но там тоже стояла глубокая вода. В общем, мы поняли, что планы наши придется в корень менять. На водный маршрут мы совсем не были готовы.

Тем не менее, в этот день к Откликному гребню мы все-таки поднялись. То ли поднялись, то ли приплыли. Не знаю, что вернее! Но воду уже даже не старались обойти. Шли по воде, прямо и вверх.

Тропа к Откликному гребню

Сперва вышли к Митькиным скалам. Очень красиво! Сказочных форм скалы из кварцита! Говорят, с них открывается шикарная панорама на Таганай.

Митькины скалы

От них вправо уходила меченая тропа к Откликному гребню. Здесь мы шли уже просто по сугробам. Местами был твердый наст, а местами провалыШтаны были уже не только насквозь мокрыми, но и грязными. Среди сугробов торчали высоченные муравейники. Почти с Димин рост (то бишь метр 1,9 м)!

Снежные тропы

Откликной гребень мы сразу узнали! Красиво! О-о-ох, как красиво! Откликным его прозвали за его эхо, раздающееся из-за отражения звука. Перед гребнем большое плато! Кстати, абсолютно сухое. Судя по многочисленному мусору, мы поняли, что эта поляна – излюбленное место для стоянок. Хотя, стоянки здесь запрещены и за это взимается штраф.  Но увы и ах! Народ ничего не читает и мусор за собой убирать не умеет и не хочет…

Откликной гребень

Далее тропа ведет в так называемую Долину сказок. Отсюда уже открывается вид на гору Круглицу, куда мы и панировали дойти в этот день и заночевать на приюте Таганай. Приветствуем Круглицу и обещаем ей, что обязательно вернемся и познакомимся поближе…

Гора Круглица

Вернулись в Гремучий ключ, решили заночевать здесь еще раз, а завтра уже выдвигаться обратно. Водные преграды очень подкорректировали наши планы. Но мы не растерялись и оставшееся время провели тоже в горах, только подальше, в Башкирии, о чем расскажу в блоге потом.

Ну а этот поход мы решили завершить очередной релаксирующей банькой. Пока парились – налетели свинцовые тучи. Небо сотрясал гром.  Домик трясся вместе с громом. На высоте 860 метров гром воспринимается совсем по-другому. Даже немножко страшновато стало. Но дождь быстро прошел, показалась радуга. И в тот момент наблюдать за всем этим из домика было куда приятнее, чем из палатки!

Читайте по теме:Зимний траверс хребта Зигальга через гору Поперечная

За вечерним чаем обменивались с Димоном впечатлениями дня. Дима шутил, что готовит меня в спецназ: болот не боюсь, грязи по колено – тоже, теперь еще и по курумникам скачу как сайгак. Пока беседовали – снова полил дождь, а мы провалились в сладкий сон ухайдоканного туриста.

День третий.

Проснулись очень рано. Уже в 7 утра мы встали на тропу. Дорога после ночного дождя была еще более мокрой и скользкой. На курумниках мы просто катились как по льду.

Дошли до Белого ключа. Решили напоследок подняться по лестнице к вершине «Перья» и полюбоваться на Златоустовский Таганай.

Лестница на скалы Перья

Лестница приводит к тропе, несложной, но крутой. По пути наткнулась на змею и мгновенно забыла про усталость: вмиг влетела на саму вершину! Отсюда открывается шикарный вид на Златоуст, на Бараньи лбы, на необъятную тайгу. Очень красиво!

Вид на скалы Бараньи лбы

Вид на Златоуст с вершин Таганая

Ну а нам предстоял еще затяжной спуск по тонущей в воде тропе. Было еще грязнее и мокрее. Где-то к трем часам дня мы дошли до Центральной усадьбы, снялись с регистрации, накупили сувениров, немного помылись около родника, чтобы не пугать своим видом людей.

Резюме

Таганай – удивительно красивое место. Если Вы едете издалека и впервые, то берите сразу отпуск в 1-2 недели.  За меньшее время вы просто физически не обойдете все горы, все хребты и прочие достопримечательности. Мы очень пожалели, что вот так быстро пробежались из-за большой воды и не увидели того малого, что запланировали. Но мы исправимся! Теперь мы люди бывалые и искушенные!

Да, на курумниках коленки были напрочь убиты, а  ладони стерты в кровь. Стопы ног еле сгибались еще сутки. Но все это стоило того, чтобы увидеть эти горы!

Уже через пару дней мы с Димоном отправились покорять очередную вершину Южного Урала, о чем расскажу в следующий раз.