Зигальга. Первое знакомство

Хребет Зигальга. Южный Урал
​Зигальга – это горный хребет на Южном Урале, расположенный на границе Челябинской области и республики Башкоркостан. Протяженность хребта составляет, примерно, 40 км. Высота вершин хребта составляет от 900м до 1427м. Самая высокая вершина Зигальги – гора Большой Шелом. Это самая южная высота хребта, расположена в Южно - Уральском заповеднике на территории Башкирии. Самая северная вершина Зигальгигора Поперечная, расположенная на территории Челябинской области.

Предыстория
Весной 2008 года появилась мысль пройти вдоль горного хребта ЗигальгаНить планируемого маршрута была следующей: д. Верх-Катавка – г. Большой Шелом – г. Малый Шелом - г. Антенная –г. Мерзлый Утес – г. Поперечная - д. Тюлюк.

трек похода по Южно Уральскому заповеднику

Для меня это был первый опыт многодневного похода, поэтому предварительно долгое время очень усердно изучал карту местности, подбирал экипировку и снаряжение. Как-то рассказал об этой идее брату Сане. Тот тоже загорелся – и стали мы собираться вместе! После с нами попросились еще несколько ребят!

День первый

Наконец-то пришло время летнего отпуска и долгожданного похода! На нашем любимом броневике «УАЗ-469» добрались до деревни Верх-Катавка, откуда лежал путь на гору Большой Шелом.

Напомню, что эта вершина находится на территории Южно-Уральского заповедника, куда ограничен вход.  Разрешение на восхождение мы должны были получить от местного егеря. По приезду мы узнали, что егерь в рейде, где-то в горах, и будет  только к вечеру. Решено было разбить лагерь около деревни, на берегу озера. Пока ждали, к нам подъехал мужик, оказавшийся бывшим спасателем. Стал рассказывать байки про Зигальгу, страшилки про «потеряшек» и утонувших в болотах… Все были в предвкушении больших приключений!!!

К вечеру вернулся егерь. Мы познакомились с ним, показали нить нашего маршрута на карте. Он же в свою очередь дал несколько дельных советов «где и как лучше пройти». В частности, мы узнали, что подъем на плато Большого Шелома лучше совершать между Большим и Малым Шеломом.  В конце концов егерь предложил подвести нас на своем стареньком ГАЗике до места, откуда будет короче подниматься на плато. Мы, конечно же, согласились, т.к. понимали, что день близится к концу, а мы и километра не прошли еще. Пока ехали, уже стемнело. Палатку ставили в темноте.

День второй

На следующий день мы проснулись рано, т.к. понимали, что впереди нас ждет долгий и сложный путь. Погода, что называется, «шептала»: небо ясное, солнышко, птички поют! Быстро позавтракали, заполнили водой все свободные емкости и стартанули!

Читайте по теме: Зимний траверс хребта Зигальга через гору Поперечная

Постепенно стали набирать высоту. Склон с каждой минутой становился все круче и круче. Начали встречаться первые курумники. Пока карабкались вверх, небо затянулось тучами.  Как потом выяснится,  подняться на Зигальгу в хорошую ясную погоду мне удастся только на четвертый раз!

Когда вышли на плато Большого Шелома, уже вовсю шел дождь. Мы оперативно перекусили, побросали рюкзаки, взяли воду и отправились на вершину.

Со слов егеря, от плато до вершины 40 минут пешего ходу. У нас, крепких лосей, ушло почти два часа! К великому огорчению, вершина оказалась затянутой облаками. Видимость – максимум 20 метров. Экстрима добавлял сильный порывистый ветер с дождем и градом. Сделали несколько фотографий для отчета и пошли обратно.

Спускаться было еще «интереснее», чем подниматься: курумники стали мокрые и скользкие. Наша скорость движения была значительно ниже, чем мы планировали. Уже на спуске поняли, что надо сокращать нить маршрута, за 4 дня мы физически не успеем пройти вдоль всего хребта Зигальга. К тому же, не знали, будет ли дальше вода. Решили спускаться на южный склон хребта, в долину, и выходить на деревню Александровка.

Дождь лил, не переставая. К моменту, когда мы спустились в долину, успели промокнуть насквозь. В сапогах хлюпало. Запасы воды заканчивались. На ужин и завтрак нам ее точно не хватит. Продолжали идти по направлению к ручью Большой Катав под  дождем и в темноте. У ручья быстро разбили лагерь и поужинали. День был сложным и отнял очень много сил.

День третий

Утро третьего дня похода началось с просушки одежды.  Сушились очень долго – так что вышли в обед! Решили идти вдоль ручья, т.к. это был единственный ориентир. Шли весь день по болотистым местам. Такие дебри непролазные! То, что нужно! Вдоль ручья попадались лежанки косулей. Насколько я понял,  здесь они пережидают дневную жару, а ночью уходят в лес.

Несмотря на усталость, настроение у всех у нас было очень позитивное! Особенно радовал тот факт, что второй день мы не видим никаких признаков цивилизации!

Дошли до истока ручья, откуда на следующий день планировали сменить курс и выйти на деревню Александровка. Здесь же, на высоком берегу, разбили лагерь и переночевали.

День четвертый

На следующий день мы двинулись на юго-восток от ручья. Местность пошла холмистая. Пытались долго сориентироваться по карте. Под одним из холмов наткнулись на металлические конструкции непонятного назначения. Поняли, что где-то рядом дорога,  а значит - цивилизация. В этот момент цивилизация уже радовала! Для того, чтобы сориентироваться еще точнее, решили подняться на холм, откуда увидели хребет Зигальга и гору Антенная. Все верно! Рядом должна быть дорога! Успокоившись, решили перекусить.

Когда мы наконец вышли на дорогу, парни искренне обрадовались! Наверное, они сомневались, что так быстро выйдем и выйдем ли вообще! На позитиве скорость ходьбы увеличилась. Все повеселели! Через пару часов мы уже пришли в Александровку. Нашему взору открылась живописнейшая поляна, окруженная с юга хребтом Бакты, с севера - Зигальгой. Все-таки предки знали, где закладывать эту деревню!

Читайте по теме: Маршрут по национальному парку Таганай

В деревне, правда,  стоял один жилой дом и еще пара старых домов под летние дачи. Но зато был таксофон со спутниковой антенной и аккумуляторными батареями! Мы позвонили в 02, сообщили «своим», чтобы завтра в 15 00 встречали нас в деревне Тюлюк, до которой предстояло пройти всего-то 20 км!.. Но это все завтра! А пока заночевали на берегу реки Юрюзань, на окраине деревни Александровка. Эта ночь была самая холодная.

День пятый

На следующий день, предвкушая встречу с домом, 20 км мы одолели за 4 часа. Без происшествий! В Тюлюке нашли магазин, но «увы и ах» - обеденный перерыв! Разложились прямо около него, на поляне.  Как только магазин открылся, мы накупили пива и сникерсов.  А чуть позже за нами приехал наш родной броневичок!

Вот такое вот знакомство было у меня с Зигальгой!  Мы не прошли все, что хотели. С вершины Большого Шелома мы не увидели панорам! Но!!! Сейчас пишу и думаю, что все что ни  делается - все к лучшему!  Возможно, если бы я тогда прошел все, как планировал и все бы посмотрел, меня бы не тянуло снова и снова пройтись по уральской тайге и попрыгать по курумникам… Зигальга ждет!

PS: На Зигальге впоследствии я был еще 3 раза! И надеюсь, побываю еще много-много раз!