Зигальга. Рождество в горах

гора Поперечная. Хребет Зигальга. Южный Урал

Как все начиналось

Летом 2008 года я и мои друзья совершили восхождение на хребет Зигальга. Планировалось пройти по всем его вершинам, с юга на север, чтобы сполна насладиться красотой Южного Урала. Таков был план! В реалии же удалось покорить лишь гору Большой Шелом. Свою дозу положительных эмоций мы получили сполна, но первоначальной цели так и не достигли! До следующего лета ждать было слишком долго, поэтому решили осуществить идею в ближайшие новогодние выходные!

Итак! Новый 2009-ый год! С 5-ого по 7-ое января мы планировали восхождение на самую северную высоту хребта Зигальга – гору Поперечную. Маршрут пролегал из деревни Меседа в деревню Тюлюк. Предстояло пройти не больше 30км, без учета перепада высот.

Трек похода по Зигальге: Меседа - Поперечная - Тюлюк

День первый. Зимняя ночевка на северном склоне хребта Зигальга

5 января. Все утро ушло на раскладку продуктов, вещей и проверку всяких мелочей. Общий внутренний объем наших рюкзаков составил 370л. Все мы были в предвкушении чего-то нового и необычного. Между собой постоянно подшучивали: «Куда мы идем? Зачем нам это надо? Сидели бы дома, праздновали Рождество в теплом доме, но нет… понесло же нас куда-то…».  Экстрима добавляли погодные условия:  утром 5 января градусник показывал - 27 градусов! Все просьбы родственников, знакомых и друзей переждать морозы и дождаться потепления внимательно выслушивались, но отклонялись. У нас есть четкий принцип: «Когда идешь в горы – погоду не выбирают!».

Начало пути в д. Меседа

К обеду на нашем «броневике» УАЗ-469 добрались до деревни Меседа. Сделав памятное фото «у броневика» на начальной точке маршрута, определив примерное направление нашего движения, мы отправились в путь.

Пешком по льду реки Буланка

По плану должны были через 10 км выйти на реку Юрюзань. Но вышли мы гораздо раньше, и не на реку, а на ручей Буланка. Сверились с картой и поняли, что изначально высадились немного не там. Чтобы догнать упущенное время, решили идти до реки Юрюзань прямо по льду этого ручья. Благо, лед позволял! Правда, все же местами была полынья, но это мелочи. Нам даже удалось кое-где пополнить запасы воды. Лучше всяких слов все расскажет фото.

Набираем воды из проталины

По льду скорость движения резко увеличилась, и до реки мы дошли за полтора часа. Предстояла переправа через Юрюзань! Ширина реки примерно 50м, а длина нашей веревки всего 20м. Что делать? На первый взгляд, лед вроде надежный. Но местами под ногами он издавал пугающие звуки. Я решил, что пойду первым: в далеком детстве, катаясь на льдинах по реке, не раз проваливался и знал, как себя вести в подобных ситуациях! Хотя, конечно, желания намокнуть в такой мороз не было. Для надежности срубил две жерди, обвязался веревкой и пополз по-пластунски. Саня страховал. Следом поползли Саня и Витек, а потом уже посредством веревки перетянули наши рюкзаки.

На том берегу оформили перекур, перекусив шоколадом. Надо заметить, когда идешь, мороза не ощущаешь совсем, но стоит отдохнуть минут 15 - и спина начинает замерзать. Так что сверили по карте направление движения и продолжили путь.

Гора Поперечная. Хребет Зигальга. Южный Урал

Переправа

Пройдя около 1км, свернули вправо. Идти по лесу было довольно просто: снежный покров не превышал 5-10 см. Все отчетливей стал ощущаться подъем в гору. Вскоре совсем стемнело. Мы решили себя не утруждать ночным передвижением в гору  по лесу и разбили лагерь возле ближайшего сухостоя, чтобы далеко не бегать за дровами.

Разожгли костер. Поставили палатку, куда спешно спрятали коврики и спальники. Осталось дело за малым – приготовить ужин. Этим мы и занимались большую часть вечера. Растопили полный котелок снега, т.к. питьевая вода в термосах у нас уже закончилась. Суп, как и ожидалось, получился очень аппетитным. Суп «туристический»! Для приготовления вам понадобятся вода, тушенка, макароны, приправы и несколько картофелин. По доброй туристической традиции выпили водочки за удачное начало похода! Водка у нас с собой была «особая», подарок от белорусских друзей, до безобразия мерзкая и противная. В организм она лезла с большим трудом, зато костер от нее очень хорошо горел, синим пламенем. Потом весь вечер травили байки, кто про что.

Скоро ужин

Легли мы спать около 23 часов. Нам предстояло впервые переночевать зимой в лесу при морозе  -27 градусов. У ребят комфортная температура спальников была минусовая, а у меня +2. Это означает, что спальники ребят, предназначены для использования в межсезонье, в слабые морозы, а мой спальник вообще был летним. В общем, чтобы не околеть к утру, надел на себя все текстильные запасы: термобелье, теплый свитер, теплые штаны, поверх штанов комбинезон и сверху бушлат. На голове - шапка, на руках - теплые рукавицы, на ногах - шерстяные носки и валенки. Спать в таком «лесном скафандре» оказалось очень комфортно и тепло! Замерзал только нос, поэтому приходилось его закрывать рукавицей. Не знаю как парни, но я спал как убитый, даже снился какой-то сон. Утром, когда почти проснулся, но еще было лень шевелиться и выползать из теплого спального мешка, решил проверить, «живы» ли мои соседи: одного слегка ткнул локтем, а другого кулаком. Ответ последовал незамедлительно. Я обрадовался: живым проснулся не только я, но и мои соседи! От радости накрыл нос рукавицей и заснул еще на пару часов.

День второй. Ночевка на вершине г. Поперечная, хр. Зигальга

Валенки утром второго дня я оценил еще больше! Берцы, в которых мы шли весь день, за ночь стали каменными. Чтобы снова одеть берцы, мне пришлось их разогревать у костра. В тот поход у валенок был лишь только один минус:  в них прыгать по камням не так удобно, как в берцах. Особенно когда мало снега.

К утру внутренние стенки палатки покрылись инеем. На внешней поверхности спальников местами был лед. Коврики, на которых спали, тоже промерзли. Горячая вода, оставшаяся в термосах с вечера – остыла, а крышки термосов заледенели. Поэтому с утра пришлось вначале разжечь костер, разогреть берцы, потом отогреть термоса и банально попить воды. После чего можно было варить кашу, готовить чай и сушить спальники. Да! Бутылка шампанского, которую я тащил с собой на вершину, замерзла полностью, пришлось ее разогревать. А чай из топленого снега с замерзшим овсяным печеньем – это круто! И вообще у зимнего похода есть один большой плюс – нет комаров, слепней и прочей гадости.

Готовим воду для чая

Привели себя в чувства, позавтракали и выдвинулись на маршрут. Витек шел первым, Саня в центре, а я замыкающим. Казалось, после ночевки наши рюкзаки должны были полегчать, но мне показалось, что все было наоборот. Где-то через 2 часа показались первые курумники. Курумники - это каменные реки, образовавшиеся после схода ледника. Камни огромных размеров, иногда даже с человеческий рост. Если кто знает, что такое передвигаться по курумнику летом в дождливую погоду, то передвигаться по курумнику зимой с рюкзаками за спиной, когда мало снега, в несколько раз труднее. Если бы выпало достаточное количество снега, то можно было спокойно передвигаться на лыжах. У меня и Сани были с собой лыжные палки: на них очень удобно опираться, когда прыгаешь по курумникам. Но все-таки один раз удалось навернуться. Прыгнул на следующий камень и не удержался. Упал наотмашь, назад, на рюкзак. Ничего не повредил себе, но из такого положения пытался встать 2 минуты.

Местами попадались следы лося или козы. Один раз нас порадовали свежие следы «хозяина тайги». Среди нас охотников не было, но такой четкий и большой след перепутать с каким-либо другим следом нереально. Но нам было как-то абсолютно все равно. Нам нужно было идти вперед и вверх, на вершину Поперечной. Тем более вторую ночевку мы планировали организовать на самой вершине.

Небольшие привалы стали делать чаще и чаще. Пили топленый снег из термосов и закусывали шоколадом.

Примерно к трем часам нам удалось выйти из лесной части. Впереди – одни только голые курумники. Наклон - градусов 70. Перед штурмом вершины решили подкрепиться. Окопались на склоне, разожгли горелку и разогрели на ней «завтрак туриста», после чего выдвинулись дальше.

Перекус перед штурмом высоты

Мы с Саней шли рядом. Витек вышел раньше и значительно оторвался от нас. Потом мы его вообще потеряли из виду. Привалы стали делать еще чаще, но короче. Восстанавливали дыхание: смачивали рты парой комков снега - и снова вверх.

Погода стремительно портилась. Началась метель. Мистическая Зигальга: второй раз поднимаюсь – и второй раз на подъеме у вершины погода резко ухудшается. Видимости вокруг никакой. Старались подниматься по следам Витька.

Штурм Поперечной

Нас практически не видно

На плато вершины мы вылезли к половине шестого. На верху горы под ногами оказался наст из снега. Шли как по асфальту. Видимости ноль. Стало резко темнеть. Наконец-то увидели Витька. Он шел к нам навстречу уже без рюкзака.

Плато на вершине горы Поперечная

Стали искать место под установку палатки. Нашли снежный бархан, а рядом с ним елочки. Сбросили рюкзаки и решили окопаться здесь. Именно тогда я в полной мере ощутил превосходство саперной лопатки. Рубили снежные кирпичи как эскимосы, выкладывая из них стенку для защиты от ветра. Затем выкопали место под костер. Пока устанавливали палатку – стемнело окончательно. В таких условиях мы все вместе пошли искать дрова. Рубил Саня и Витек. Я только таскал. Еще дома, на правом запястье у меня опухли связки. По  дороге парни помогали мне одевать рюкзак. Немного почувствовал себя инвалидом.

Елочки, которыми мы пытались разжечь костер, были все во льду. Спасло сухое горючее. Вот так шаг за шагом нам все-таки удалось разжечь более-менее нормальный костер, на котором можно было растопить немного снега и обогреться. Настолько устали, что кушать особо не хотелось. Да и для полноценного ужина дров бы не хватило. Перекусили сырыми сосисками. После полезли в палатку раскладываться. Решили распить замученную бутылку шампанского. Выпили за Поперечную и за наступающее Рождество!

Тост за восхождение

Из палатки позвонили домой, сообщили, что с нами все отлично, что мы на вершине,  договорились, что завтра, 7 января, отец на машине будет ждать нас в деревне Тюлюк в 18:00. Надо заметить, пока мы поднимались по северному склону, связь была на протяжении всего подъема. После перевала на южный склон хребта, сотовая связь пропадает, а до деревни по грубым прикидкам - 15 км. Поэтому и нужны были такие договоренности насчет встречи.

Читайте по теме: Маршрут по национальному парку Таганай

Будильники поставили на 6 утра. Примус газовый решили оставить включенным, убавив до минимума. Легли спать. Где-то к середине ночи мне стало плохо. У меня началась тошнота. Потому что кушать надо хорошо! А сырые сосиски, залитые ледяным шампанским – это всегда перспектива «нескучной» ночи! Пришлось выползать из спальника и палатки целых два раза. После второго раза в спальник я уже не залазил, с моей больной рукой этот процесс отнимал много времени. В палатке было настолько сыро, что все вокруг казалось влажным и холодным. Но в палатке было теплее, чем на улице. В ней не было ветра. Мне ужасно хотелось пить, но я не смог открыть термос. Крышка термоса замерзла основательно. Свой спальник я подстелил под себя. Укрылся спальником, которым мы накрывали ноги. Попытался заснуть. Получалось только дремать. Все вокруг мокрое и холодное. Казалось, что лежишь на голой земле. Так хотелось, чтобы скорее пришло утро.

День третий. Траверс хребта Зигальга. Выход в д.Тюлюк

На утро, как мне показалось, все мы были то ли злыми, то ли невыспавшимися, то ли голодными. Газовую горелку разожгли прямо в палатке. Отогрели термоса в надежде напиться водой. Воду пить было невозможно. Она была с резким вкусом хвои. Когда вечером топили снег, жгли елочки. В котелок с водой попали хвойные иголки, которые потом от души за всю ночь заварились в термосе. Пришлось топить снег в металлической кружке. Получилось по пару глотков на человека. После чего кое-как собрали палатку, покидали ее ко мне в рюкзак. Выбросили замерзший хлеб, гречку, печенье. На тушенку, сало и шоколад  у меня не поднялась рука.

Ровно в 7 утра в полной темноте мы выдвинулись в юго-восточном направлении. В спину дул сильный ветер. Рюкзаки тяжелые. Сил мало. Нам предстояло к 18 часам выйти в деревню. Сколько идти и куда конкретно – никто точно из нас не знал. Была небольшая неопределенность. Дело в том, что направление выбирали с тем расчетом, что мы находимся на вершине или около нее. В любом случае, двигаясь в юго-восточном направлении, мы вышли бы в район деревни Тюлюк (уже вернувшись из похода, дома, я глянул  по Google Earth и выяснил, что мы заночевали не на самой вершине, а немного правее. Гора Поперечная не имеет ярко выраженной вершины и представляет собой плато размером в несколько футбольных полей. Плато имеет небольшой наклон, поэтому мы тогда и промахнулись в условиях почти полной темноты). Но все что ни делается – все к лучшему!

На южном склоне хребта снега оказалось гораздо больше. Ноги постоянно проваливались. Вскоре снова пошли курумники. Я и Саня шли в валенках, т.к. каменные берцы одеть было уже нереально. У Витька выбора не было. Он шел в берцах, не чувствуя замерших ног.

Спуск к деревне Тюлюк

К половине девятого утра стало светать. У Витька от движения уже отогрелись ноги. Идти стало немного веселее. Но остановки были по-прежнему частыми: мы падали на спину, отлеживались и ели снег. Столько снега я никогда раньше не ел. Я и не знал, что он может быть таким вкусным. Я ел его и мечтал о том, как мы выйдем к реке, как я прорублю лед и вдоволь напьюсь чистой холодной воды.

Пока спускались, очень часто попадались следы зайцев. Следов других зверушек на южном склоне мы не встретили. Витек снова ушел вперед. Он первым из нас нашел тропу. Видимо неделю назад здесь прошли 3 - 4 человека. По тропе наша скорость заметно возросла. Ноги уже не так часто проваливались. Где-то к обеду мы вышли на родник. Это не могло не радовать. Наполнили термоса и наконец-то напились сполна. Отдышались и поползли дальше вниз.

Солнышко светило нам в лицо. Вокруг красивая природа. Жажда нас больше не мучает. Мы шаг за шагом спускаемся вниз. Стали между собой шутить и рассказывать байки. Когда пошел обычный сосновый лес, и склона почти не чувствовалось - идти было одно удовольствие. На привале Саня решил пообедать: съел 1 кусочек сахара рафинад. Он был ближе, чем шоколад. Другого съедобного ничего уже не было. Тушенка и сало были как камень. Чтобы отогреть их, нужно было время, а мы торопились.

Скоро мы вышли на просеку. Пошли как по дороге. Скорость движения резко увеличилась. Через 40 минут мы вышли к реке Юрюзань. Снова привал. Сбросили рюкзаки. Я подкрепился шоколадом. Попили воды. Сориентировались по карте: поняли, что мы вышли чуть ниже по течению реки, и до Тюлюка оставалось не больше 2 км по реке.

Нашли ближайший таксофон (а их в селе целых два!) и позвонили домой. Сообщили, что мы уже в Тюлюке.

д. Тюлюк

Зигальга. Прощальный кадр

После чего пошли в местный магазин. Как и летом 2008 года, когда вышли в Тюлюк, в магазине был обед с 14:00 до 15:00. Пришлось ждать целый час на остановке. Радовало одно: наш «броневик» уже в пути. Пока ждали открытия магазина, познакомились с заезжими туристами из Башкирии. Парни приехали в магазин купить коньяка, собрались на г. Иеремель на одну ночь. Мы рассказали им, откуда мы пришли. Они сказали, что мы полные отморозки. Мы посмеялись. Вскоре наш родной зеленый «броневик» показался на горизонте. Покидали рюкзаки в салон. Сели в теплый УАЗ-ик и 20 минут пили горячий чай с коньяком, делясь своими впечатлениями.

До дома оставалось проехать 60 км. На этом наш поход подходил к завершению. По дороге нас всех троих в тепле разморило, парни крепко уснули…

Резюме

Все прошло строго по плану. Мы прошли то, что запланировали. Без травм и происшествий. Лично я получил от этого похода все, что хотел: большой заряд положительной энергии, немножко адреналина, насладился южно-уральской природой, протестировал свою экипировку. Если оценивать экипировку по пятибальной шкале, то палатку и рюкзак я оцениваю на твердую четверку. Если бы палатка сама раскладывалась и складывалась, а рюкзак бы нес себя сам, то тогда точно было бы пять, а если серьезно то, вся экипировка меня очень порадовала своим качеством.

Осознание того, что мы сделали это, несмотря на ограниченные сроки, на протяженный маршрут, на морозы, на все уговоры родственников и друзей, будет радовать меня еще долго, до следующего отпуска…