Кильпола - остров древних карел

Остров Кильпола. Ладожское озеро

На Ладожском озере, между прочим, около 660 островов. Сколько еще не хожено! Но мы не теряем надежды посетить большинство из них и из года в год ставим все новые флажки «вып.» на карте. В июне 2014 года «дошел ход» до острова Кильпола, который находится в северо-западной части Ладожского озера. Это, кстати, третий по величине остров озера. Название острова исследователи связывают с финно-угорским «килпи», что означает «щит». Казалось бы, причем тут щит? Но, если поверить легендам, согласно которым эти места в древности населяли великаны метелиляйнены, то название уже не кажется таким отстраненным.

Маршрут похода по острову Кильпола:

Маршрут похода на остров Кильпола. Ладожское озеро

Как добраться до острова Кильпола?

Крайняя железнодорожная станция Ленинградской области – Кузнечное. От Финляндского вокзала электричка к ней «торопится» чуть больше трех часов. Дальше к острову можно, конечно, двигаться пешком вдоль трассы – это около 30 км. Но очень уж пылит транспорт! Гораздо проще снять легковушку, недостатка в которых на станции нет. Для нашей компании понадобилось три машины. Двадцать минут – и мы выгружаемся из авто сразу же за мостом, соединяющем остров с материком.

Дорога на остров из поселка Тиурулла

Потягиваемся после длительной поездки, подгоняем рюкзаки, обрабатываемся репеллентами (в июне приходится учитывать опасность укусов клещей) и бодро отправляемся вглубь острова.

Побережье острова со стороны материка довольно обжитое – здесь и базы отдыха, и частные поселения, и лодочные станции. Нам же хочется диких мест, мы ищем дорогу в южную часть острова. Надо сказать, что это был наш пока самый импровизированный поход в плане разработки маршрута. Расслабившись от размеров острова, мы до самого последнего момента не определились с четким треком и местами стоянок. А зря!

Читайте по теме: Лодочный поход по Якимварский залив.

Первые же километры пути заставили нас распрощаться с мыслью «выйти сухими» из похода.

Остров, даже в отсутствие дождей, не балует проходимыми тропами и проселками. Объяснение - большое количество озер и болот.

На нашем пути, на возвышениях, встречаются руины отдельных зданий. Конечно, это не замки великанов, а поселения финнов, живших здесь до середины прошлого века.

В средней части острова мы открыли для себя живописные равнинные участки.

Стоит пояснить, что Кильпола имеет сложную береговую линию, изрезанную заливами-шхерами, а две протоки фактически делят остров на три островка.

Разрушенный пешеходный мост – это как раз переход на средний остров – Пакатинсаари.

После переправы начались первые разногласия по месту ночлега. Часть группы, с крепкими ногами, предлагала топать до самой темноты. Остальные голосовали за движение к побережью и поиск места для стоянки. Разрешили этот спор дождевые капли, настигшие нас ближе к вечеру как раз на очередном мостике финской постройки.

Найти ровную площадку для разбивки лагеря в этом районе острова оказалось непросто. После двух часов шараханий по кустарнику и скалкам усталость и голод взяли вверх, в сумерках палатки были спешно разбиты на первых попавшихся пятачках, вечерняя пайка моментально уничтожена под аккомпанемент дождя…

Утренние ландыши и горячий завтрак, несмотря на пасмурную погоду, изменили настроение.

После коротких сборов мы, наконец-то, осмотрелись на местности. На западе перед нами простирался залив Лехмалахти, позади нас – заросли острова Пакатинсаари.

Наш план на сегодня – вернуться на Кильполу и выйти к побережью открытой Ладоги. Впереди еще целый день, небо проясняется – самое то для туристов!

В пути встречаются жизнеутверждающие ориентиры.

После очередного поворота дороги нашим взглядам открылась чудесная поляна на берегу внутренней бухты – залива Сукмылахти. Словами мы пытались убедить себя, что только просушим палатки и пообедаем, но внутренне-то уже приняли решение ночевать здесь!

И отдохнуть после обеда мы решили еще до разбивки лагеря!

После отдыха проснулось желание действовать. Одни начали тягать рыбку за рыбкой, невзирая на соседство ползучих гадов, вылезших погреться на солнышке.

Другие решили изучить окрестности и отправились налегке на восточное побережье острова. Шли напрямую через лес, без тропинок и просек. Где-то через час мы достигли живописного берега.

Остров Кильпола. Ладожское озеро

Кое-кто даже решился попробовать ладожскую воду!

Дикие обветренные камни под ногами чередуются с белым мхом, грудь наполняет свежий ветер, глаз радуется бесконечному простору…

Вереница островов будто летит под облаками…

После возвращения в лагерь, как вы уже догадались, была уха и долгие разговоры у костра…

Разговоры о загадочных местах, о здешних видениях в полнолуние, о брошенной селянами по загадочным обстоятельствам деревне, что находится на третьем «куске» Кильполы – острове Монтосаари, куда мы так и не добрались…

Утро выдалось бодрящим и не располагало к созерцанию пейзажей.

Быстро позавтракали, упаковались и – в обратный путь! Воды на дорогах за два дня меньше не стало, по-прежнему приходилось проявлять гимнастическую гибкость, преодолевая водные преграды.

Погода окончательно испортилась. Пронизывающий ветер и срывающийся дождь склонили нас к свертыванию экспедиции. Машины по предварительным заявкам ждали нас у моста с острова Кильпола. Дальше – переезд на ж/д станцию и веселая электричка, вернувшая нас к асфальтовым улицам и комфорту квартир.

Видео трейлер похода на остров Кильпола: