Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви (Sj) - Ляхде

Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви. ДОТ Миллионник

​Трек маршрута по укрепрайону Суммаярви (Sj) линии Маннергейма

жд/ст Лейпясуо - плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка - братское захоронение №70 - Болото Кущевское (Munasuo) - ДОТ Sj3 - Роща Молоток - ДОТ Sj10 - ДОТ Sj11 - ДОТ Sj9 - ДОТ Sj4 - ДОТ Sj8 - ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 - озеро Желанное (Summajarvi) - ДОТ миллионник Sj-5 - Болото Кущевское (Munasuo) - жд/ст Лейпясуо

Протяженность маршрута (в одну сторону) - 18,6 км.

GPS - трек маршрута по Линии Маннергейма можно скачать здесь.

ДОТы линии Маннергейма

GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:

Sj-2 N60 30.637 E29 05.129

Sj-3 N60 30.788 E29 05.869

Sj-4 N60 30.456 E29 05.216

Sj-5 N60 30.328 E29 04.257

Sj-6 N60 30.752 E29 05.016

Sj-7  N60 30.614 E29 05.201

Sj-9 N60 30.635 E29 05.516

Sj-10 N60 30.649 E29 06.326

Sj-11 N60 30.612 E29 06.384

По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj). Если Вы помните, частично мы уже обследовали линию Маннергейма в районе укрепрайона Тайпале (Sa Ke Tai) в одном из прошлых выходов.

Схема линии Маннергейма

Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?

Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо. Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.

По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.

Привал в лесу

С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе "ИГЛА" на реке Перовка. Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.

Плотина затопления "ИГЛА"

Плотина затопления "ИГЛА"

Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.

Река Перровка

Дорога к озеру Желанное

Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo). Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.

Братское воинское захоронение №70

Братское воинское захоронение №70

Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви, входящего в линию Маннергейма. Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi), ныне Желанное, и болотом Munasuo, ныне Кущевское. Основные узлы этого участка обороны:

- ДОТ-"миллионник" (Sj-5), расположенный на высоте "Язык" (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте "Палец";

- ДОТ (Sj-4) "Поппиус", расположенный на высоте 65,5 м;

- ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11, расположенные в роще "Молоток" на Кущевском болоте.

Схема укрепрайона Суммаярви-Ляхде линии Маннергейма

Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11. К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма: они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.

Противотанковый ров

Дорога к роще Молоток

Роща "Молоток"

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

ДОТ Sj-10

Далее, пройдя вдоль надолбов ("зубы дракона"), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира - лейтенанта Поппиуса, располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа - прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное (ДОТа Sj-5). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма, которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б).

Указатели у ДОТа Поппиус

Указатели у ДОТа Поппиус

ДОТ Sj-4 Поппиус. Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

Вид с ДОТа Sj-4 "Поппиус". Финская хроника

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

ДОТ Sj-4 "Поппиус" современный вид

Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8, расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.

ДОТ Sj-8

Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2, который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Финская хроника

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Современный вид

ДОТ Sj-2. Отверстие от снаряда

Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6, в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Финская хроника

ДОТ Sj-6. Командный пункт батальона. Современный вид

План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.

Озеро Желанное (Суммаярви, Summajarvi). Финская хроника

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

Озеро Желанное (Суммаярви). Наши дни

После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа "Миллионный" Sj-5. Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.

Вид на озеро Желанное с ДОТа "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Вид с ДОТа "Миллионник" (Sj5) в сторону озера Желанное

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

«Миллионник» - это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м ("Язык"). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол - "глаза" ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами "Долиной Смерти". Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт "подушкой " из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.

ДОТ "Миллионник" (Sj5)

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

Внутренние помещения ДОТа "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

ДОТ "Миллионник" (Sj5).Наши дни

После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через "Долину Смерти", и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус», о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.

Вид на ДОТ "Миллионник" (Sj5). Финская хроника

Надолбы у ДОТа  "Миллионник" (Sj5). Наши дни

Остатки проволочного заграждения

Переправа через речку Перровка

Общая протяженность маршрута по линии Маннергейма

В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить!...

PS:Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте, не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…

 

Комментарии
Восхищаюсь вашими походами и еще больше фото отчетами!Браво!Браво!
Отличный маршрут,очень понравилось,сразу захотелось присоединиться
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Дима, спасибо за отзыв! Приятно поделиться информацией и еще приятнее когда ее читают с интересом! Когда будем на Урале, можно сходить либо на Таганай, либо на Зигальгу!!!
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Галина, мы очень стараемся! Нам приятно слышать такие отзывы! Спасибо!!!
Очень интересный маршрут. Читаю отчет и как будто путешествую с Вами. Удивляюсь Вашей энергии и мобильности.
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Владимир, спасибо за отзыв! У нас в планах пройти всю линию Маннергейма, со временем! Пока начали с самых интересных мест.
Здравствуйте, каждая Ваша статья - это просто шедевр, особенно завораживают виды всех полуразрушенных сооружений, полностью передающие ощущение и дух тех времён, когда они выполняли свои функции и предназначения. Каждая статья уникальна, хотелось бы это всё предать огласке. Рекомендую перенести свой блог на livejournal . com Каждому понятно, что конкуренция среди блогеров там весьма серьёзная, но эти статьи уверенно займут свою нишу,будут пользоваться огромной популярностью и спросом, также там было бы проще вас найти спонсору для новых подвигов,походов и открытий! С нетерпением ждём новых статей и историй! Если решитесь сменить платформу для публикаций, обязательно об этом сообщите! Спасибо за захватывающую историю.
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Андрей, спасибо за отзыв! Приятно, что следите за новыми статьями! ;) Что же касается других платформ для ведения блога, то мы изначально рассматривали только свой личный сайт. Хочется иметь в сети свой уникальный "уголок", где можно хранить описание маршрутов и делиться ими с друзьями. Поэтому на сайте делается все (дизайн, верстка и т.д.) своими руками. Некоторый функционал сайта, который, к сожалению, пока не реализован, невозможно реализовать на платформах для блогеров даже теоретически! И к тому же, мы не стремимся найти спонсоров, мы ходим в походы в свое удовольствие! ;) Однако, если у Вас есть какие-либо замечания или предложения по развитию сайта, например, неудобно следить за комментариями, нет RSS ленты, и т.д., напишите мне на почту info@svoimarshru.ru. Мы всегда открыты к диалогу! ;)
Могу сказать только одно .... Браво!!!
Я тоже не раз посещал эти места. что вы показали, и каждый раз возникал вопрос: как там было на местности во время войны, неужели так сильно лес вырос. И вот впервые это увидел в вашем отчёте по фотографиям финской хроники. Очень классно вы провели параллели: вид тогда и теперь. Большое спасибо. Поделюсь своей находкой такого интересного отчёта о линии М. со своими знакомыми. Хочется увидеть аналогичные отчёты и об остальных участках линии М. Успехов!
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Борис, спасибо за отзыв! Приятно слышать теплые слова от единомышленников. По поводу посещения остальных участков линии Маннергейма, планируем ближе к майским праздникам посетить укрепрайон СУММАКЮЛЯ (Sk). И уже летом, укрепрайоны ЛЕЙПЯСУО (Le) - СУУРНИЕМИ (Su) - МУОЛА - САЛМЕНКАЙТА. Если будет желание и возможность - присоединяйтесь к нам!
Дмитрий, у меня дача под Выборгом, поэтому окрестные места я в своё время исходил немало. Был и в Суммакюля, и в Лейпясуо. Но всё равно буду ждать от вас высокохудожественные фото- видеоотчёты о знакомых и незнакомых мне местах. Может вам для разнообразия попутно ещё посещать и тайники геокэшинга или находить остатки бывших финских поселений и хуторов при походах по Ленобласти? Например, есть один тайник рядом с SJ5, у которого вы уже были, а другой прямо в SK16, у которого вы будете в мае... Хотя эти дополнения, конечно, на любителя, скорее ближе к спортивному ориентированию, но зато время активного отдыха на природе есть чем заполнить лично для меня, когда не сезон грибов и ягод. Вы, конечно, настоящие туристы, раз столько мест по всей стране посетили, восхищаюсь вами. Всего наилучшего в ваших делах.
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Борис, я обратил внимание на метки в том районе, которые явно не относились к линии Маннергейма, но, как Вы правильно заметили, нам больше по душе пешие маршруты с рюкзаком, чтобы вечером можно было посидеть у костра, приготовить ужин, обсудить пройденные километры и неспешно понаблюдать за закатом и рассветом! :) Еще раз спасибо за отзыв, будем радовать новыми маршрутами!
Дима, повторно смотрю ваш поход по линии Маннергейма и не перестаю удивляться. К сожалению первый раз комментарий не прошёл. Я думаю, что любой кинодокументалист позавидовал вашим отчётам. Ты прав, историю надо учить не только по книжкам, но и по документам в архивах, по местам былых сражений, по памятникам (скульптура, архитектура в том числе и военная, артефактам), учитывая, что история как наука слишком грязновата, особенно новейшая и тем не менее очень интересна. И ещё эпитет, в вашей группе не плохо получается с историей. Пример Пещерные города Крыма, Ожерелье фортов Кронштадта, это то что я посмотрел. Постараюсь почаще заходить на сайт.
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Игорь, рады тебя слышать! Спасибо за отзыв. Заходи почаще. Стараемся, по мере возможности, выкладывать пройденные маршруты! ;)
С большим интересом и внутренним трепетом читала и смотрела видео. Здесь погиб и похоронен мой дед 8 февраля 1940г... Спасибо за материалы. Ирина г.Новосибирск
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Ирина, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Приятно осознавать, что наш труд не только информативен, но и полезен. С наступающим праздником Вас - с днем Победы!!! PS: Когда будем в тех местах, обязательно вспомним Вашего Деда.
Спасибо! И Вас с праздником)
Молодцы ребята!) я на Желанном неделю назад был! Живу в Выборге!) нужна помощь , пишите!)
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Хорошо, спасибо! ;)
Добрый день. Мы с мужем едем в Выборг на 13 и 14 августа. Хотим сходить на линию Маннергейма. Подскажите пожалуйста,как ближе всего к Выборгу выйти на линию Маннергейма,может быть координаты точки
Добрый день. Мы с мужем едем в Выборг на 13 и 14 августа. Хотим сходить на линию Маннергейма. Подскажите пожалуйста,как ближе всего к Выборгу выйти на линию Маннергейма,может быть координаты точки.
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Анна, добрый вечер! Если ехать в сторону Выборга на электричке, то выходить нужно на станции Лейпясуо. Эта станция - отправная точка для пешего осмотра следующих укрепрайонов: Sj (Суммаярви), Le (Лейпясуо) и Sn (Суурниеми). Что касается района Sj, то подробную информацию можно найти в статье, а GPS трек можно скачать здесь: http://svoimarshrut.ru/gps-tracks/gps-trek-ukreprayona-summayarvi-lyahde-linii-mannergeyma . Районы Le и Sn мы только планируем посетить. Для понимания ссылка на карту: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.522326&lon=29.172306&z=13&m=b . Учтите, что расстояние до района Sj и Sn - 15-18 км в одну сторону. Если же Вы едете на машине, то рекомендую Вам посетить укрепрайон Суммакюля (Sk), который расположен за поселком Каменка. Ссылка на карту района: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.509780&lon=29.012189&z=15&m=b . Считается, что в укрепрайонах Sk и Sj лучшая сохранность ДОТов, что немаловажно для первого знакомства с Линией Маннергейма.
Дмитрий,спасибо огромное,обязательно воспользуемся вашим советом и маршрутом,если конечно,погода позволит!) У нас дача под Выборгом и мы нередко находим следы войны,финские мемориалы,а рядом с домом у нас руины финской лесопилки в посёлке Барышево с подземными ходами и траншеями,даже кое-где сохранилась старинная плитка. Все это очень интересно!
Аватар пользователя Дмитрий Колесников
Анна, всегда рады видеть гостей на нашем сайте! Заходите осенью - будут новые описания маршрутов с линии Маннергейма.