Радужный остров Коневец

Остров Коневец

На майские праздники мы традиционно отправляемся в многодневный поход в те «далекие» края, куда обычно за два выходных добираться не успеваем. В этом году была запланирована поездка на остров Коневец! Очень давно собирались – и решились!

Коневец – остров, расположенный в западной части Ладожского озера, вытянулся с юго-запада на север. Наибольшая протяженность в длину составляет 5 км, а в ширину 2 км. Коневец – остров наносного типа: песок намыли и продолжают намывать воды Ладожского озера. На острове расположен Коневский мужской монастырь.

Карта острова Коневец

Понимая, что остров Коневец относительно небольшой, на знакомство с ним мы выделили два дня, а третий день планировали провести на материке, неподалеку от пос. Владимировка. Соотнося километраж  предстоящего пути и выделенное на него время, осознали, что поход получится достаточно пассивным. Впрочем, после зимнего перерыва это даже лучше!

Как добраться до острова Коневец самостоятельно

На самой первой электричке, битком набитой туристами и дачниками, мы отправились до ж/д ст. Отрадное. От Отрадного до Владимирской бухты, откуда идут катера на Коневец, можно доехать местным рейсовым автобусом, расписание которого висит тут же, на остановке. Но мы решили не терять времени - и сняли машину (таксисты всегда стоят здесь же, на остановке). И вот уже через 15 минут нашему взору открылся вид на уютную тихую Владимирскую бухту, спрятанную  от пронизывающих ладожских ветров.

Владимирская бухта Ладожского озера

Катер на остров Коневец

Здесь по предварительной договоренности нас уже ждал Сергей (телефон +7 921 433 32 22, +7 952 395 73 73), хозяин катера, на котором мы через несколько минут домчимся на остров. Со слов Сергея, до нас туристов в этом сезоне на острове Коневец еще не было, и как обстоят дела с пирсом на острове в этом году – неизвестно!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать здесь.

Погрузились в катер, уютно сели в крытой каюте и начали движение по тихой воде Владимирской бухты. А вот открытая Ладога встретила нас сильным порывистым ветром. Катер то и дело подбрасывало на волнах. Казалось, что мы двигаемся не по воде, а по бетону, - настолько жесткими были удары катера о воду. К слову, катер у Сергея очень комфортабельный и современный. Рассекали по Ладоге почти как на «мерседесе», и никакие погодные условия не омрачали нашего водного путешествия!

Через минут 20 подошли к острову и увидели, что из-за малой воды старый пирс целиком  стоит на суше. Как я уже писала ранее, Коневец – остров наносного типа. Ежегодно глубины вокруг острова уменьшаются из-за подъема дна, отчего кораблям и катерам подходить к острову затруднительно. Оставался вариант с центральным  пирсом, но и до него надо было доползти в буквальном смысле слова. Тем не менее, мы справились с этим!

Причал на острове Коневец

И вот мы на острове!!! Здравствуй-здравствуй, Коневец!

На пирсе задувал сильнейший ледяной ветер, и единственным желанием было куда-то спрятаться от него. По совету Сергея, мы двинули на западную  часть острова. И действительно, там было тихо и тепло, а главное – очень живописно! Обрывистый берег, песчаный пляж, высокие сосны с витиеватыми корнями, тихая вода и даже редкие лучи солнца. Лес был по-весеннему свеж! На полянах яркими красками светились первоцветы.

На острове Коневец везде была перерыта земля. Почему? Версии звучали самые разные, вплоть до того, что это «монахи сучки и коренья собирают»… Впрочем, мы еще вернемся к этому вопросу и его очень простому ответу.

Вскоре мы определились с местом стоянки: выбрали уютное местечко на берегу под соснами, на случай если придется натягивать тент от дождя. Разбили лагерь, перекусили, перевели дыхание и отправились вдоль берега на изучение косы Стрелка.

Песчаная коса Стрелка – юго-западная оконечность острова. Длина косы – около километра.

Песчаная коса стрелка Коса на острове Коневец

Песчаная коса стрелка на острове Коневец

Как только вышли на косу – сразу завыл сильный восточный ветер. Упаковались в капюшоны, застегнулись на все молнии и двинули вопреки порывам ветра! Коса Стрелка произвела неизгладимое впечатление: с востока на косу бежала волна  за волной, а в это время на западной части косы - тишь да гладь. И только на самом остром конце косы эти волны встречаются  друг с другом, переливаясь  под  яркими лучами майского солнца!

На Коневце нас очень впечатлили красивые красно-коричневые полосатые камни. Честно признаться, видим такое впервые здесь, на севере. Впрочем, судите сами:

Вдоволь налюбовавшись видами, мы двинули обратно, в сторону лагеря. Чувствовалась накопившаяся усталость, обилие кислорода – откровенно клонило в сон. Понимая, что в этом походе спешить никуда не нужно – мы в этой радости себе не отказали. После небольшого, но крепкого сна, мы сидели на берегу, слушали, как курлычут лебеди, смотрели на неспешно проплывающую мимо нерпу, любовались видом на озеро, угасающим закатом и уплетали вкусный туристический ужин! А в 9 часов вечера мы мирно засопели в палатке.

Закат на острове Коневец

Достопримечательности на острове Коневец.

Ночью пошел дождь. Он так мягко-убаюкивающее «касался» палатки, что проснулись мы аж в 9 утра! Пока вставали, натягивали тент – морось прекратилась. И после позднего завтрака, в районе 11 часов дня мы вышли на маршрут. Планировалось за этот день познакомиться с восточным побережьем острова, его достопримечательностями и Коневским мужским монастырем.

Оказалось, наша стоянка находилась совсем неподалеку от Конь-камня и Коневского скита, спрятанного в густых елочках.

Конь - камень – одна из главных достопримечательностей острова Коневец. Это самый большой камень на острове, высотой более 4 метров. В древности этот камень был местом языческих ритуалов. Местные жители, использовавшие остров в качестве летнего пастбища для своих лошадей, ежегодно приносили в жертву на этом камне коня, в благодарность местным духам. Кстати, именно поэтому камень и был назван Конь-камнем, а сам остров - Коневцом. «Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце 14 века, нашел это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провел Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня и иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня… Вместе с бесами исчезли и змеи. Коневец – единственный остров на Ладоге, где нет змей!”. В честь этого события на валуне была сооружена часовня, которая до наших дней не сохранилась. Нынешняя часовня относится к 1895 году.

Конь-Камень на острове Коневец

Отсюда идет крутая тропинка в гору, куда мы и направились. Вскоре тропа привела к монастырским полям и церковным строениям. Отсюда было слышно, как гудит ветер на восточном побережье, куда мы и двигались далее сквозь лес. К нашему удивлению, возвышенность острова оказалась какой-то заболоченной, и пришлось все-таки почавкать немного в грязюке.  А лес меж тем просыпался и преображался прямо на глазах!

Монастырь на острове Коневец

Наконец-то вышли к Змеиной горе (29 м) – самой высокой точке острова. По своей форме гора напоминает тело змеи, отсюда и название – Змеиная. Правда, гора заросла буйным еловым лесом, и поэтому увидеть что-то особенное с горы не получилось. На горе стоит поклонный крест.

Поклонной крест на вершине горы Змениная на острове Коневец

Недалеко от Змеиной горы есть дорога на восток, по ней и пошли далее. Однако вскоре эта дорога превратилась в сплошное болото. Ну что делать? Не возвращаться же! Нас с Димоном от воды в очередной раз спасли любимые белорусские берцы-вездеходы!

Восточное побережье острова Коневец совсем не впечатлило: почти везде камышовые заросли. Плюс ко всему задувал ледяной ветер,  и срывалась противная морось.

Восточный берег острова Коневец

Вдоль берега идет грунтовая дорога, по которой мы и продолжили движение. И тут по пути нам встретился мужчина с ружьем. Нас это несколько смутило: вроде остров, да и сезон охоты еще закрыт… Тут-то и случилась разгадка тайны перерытой везде земли! На острове развелось очень много кабанов. Даже слишком много. Они перестали бояться людей, спокойно выходят к ним. В общем, настоятельно нам посоветовали быть осторожнее. И с этого момента нам везде стали чудиться хрюканья, топот копыт и сверкающие глазки. Теперь мы держались кучненько, да и я со своими фотографиями более не отставала от группы. Сразу успокою: кабанов мы не встретили. Правда, местность около нашей палатки в последнюю ночь все же была перерыта!..

Но вернемся к нашей дороге. Вскоре мы вышли к территории Коневского скита и рядом расположенного детского лагеря. Коневский скит видно уже, когда подплываешь к острову с материка. Он стоит почти на самом берегу, на месте первого монастыря, основанного преподобным Арсением. Только сперва это была маленькая часовня, а в 19 веке здесь был возведен величественный храм.

Коневский скит

Рядом со скитом – детский лагерь. Очень уютный и ухоженный. Но пока здесь тихо, безлюдно. Только местные собаки лениво рявкали.

Совсем недалеко расположен и Коневский мужской монастырь. Иногда этот монастырь называют двойником Валаамского монастыря. Позволю себе совсем вкратце рассказать об истории монастыря, чтобы вы понимали масштабы происходящего.

Монастырь был основан Арсением Коневским в 1393 году. Как я только что писала: первый монастырь был построен на месте Коневского скита, в бухте Владычная лахта. Но после того, как сильное наводнение затопило эту постройку – Арсений принял решение возвести храм на возвышенности. Так в 1421 году был воздвигнут собор Рождества Богородицы, которая является основной святыней Коневского монастыря.

В годы русско-шведских войн в 1614-1617 годах после того, как остров был захвачен шведами, монахов вынудили покинуть остров. Но с возвращением этих территорий России – обитель была восстановлена. Правда, уже в 1812 году, после Финской войны 1808-1809 годов, монастырь административно стал частью Финляндского княжества.

В 19 веке монастырь был широко известен в русской имперской столице. В это время на территории монастыря велись все обширные строительные работы. В 1858 году Коневский монастырь посетил Александр II со своей семьей и видными гостями: Александром Дюма, Федором Тютчевым, Николаем Лесковым.

После 1917 года Коневский монастырь оказался на территории независимой Финляндии и был укреплен финскими военными. В годы Первой Мировой Войны монахи эвакуировались и, примкнув к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, вскоре основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные. Следы их присутствия, увы, на острове до сих пор повсюду.

В 1990 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. И на сегодня Коневский мужской монастырь является популярным местом для паломников и простых туристов.

У монастыря есть очень информативный и полезный сайт. Для более детального знакомства с монастырем и всеми церковными постройками острова рекомендую зайти на их сайт.

А мы вернемся к нашему путешествию… Познакомились с архитектурой монастыря, погуляли в округе. В общем-то, за этот день мы успели обойти почти весь остров. Здесь очень тихо и спокойно, абсолютное умиротворение.

Коневский монастырь

Выполнив всю программу дня и окончательно замерзнув, мы двинули в сторону лагеря. Здесь попытались как-то согреться, укутавшись в спальник и попивая горячий чай.  И жизнь вроде как сразу наладилась, и настроение улучшилось! Но вдруг ветер буквально за секунды сменил направление, словно кто-то на небе нажал какую-то кнопку. Теперь наше некогда такое тихое побережье продувалось насквозь холодным ветром  с озера.  И снова срывалась морось.

Но пока мы были заняты в этих новых погодных условиях приготовлением ужина, ветер потихоньку стих и выглянуло солнышко.

Дождь на острове Коневец

Вечером мы снова сидели и любовались закатом, строили туры в воде, уплетали вкусный ужин и делились впечатлениями за день.

Закат на острове Коневец

Прощание с Коневцом

Утро встретило нас очередной порцией ветра и мороси. Было очень холодно и промозгло. Но надо было активно собираться, т.к. планировали в это утро покинуть остров Коневец и продолжить поход на материке вдоль Ладожского озера. В районе 11 часов дня за нам и приплыл Сергей. Уплывали уже со старого пирса. Вода в этот раз был тише, и добрались до Владимирской бухты мы еще быстрее.

Катер на остров Коневец

В бухте, пока мы смачно точили местные пирожки, снова налетели тучи и принесли с собой дождь. Был великий соблазн свернуть в сторону дома. Но победили сила воли и желание продолжения отдыха на природе. Пройдя сквозь поселок Владмировка, мы вышли на лесную дорогу вдоль побережья Ладоги. Вскоре нашли очень уютную бухту, которую заприметили еще с Коневца. Собственно, главный козырь этой бухты – это шикарный вид на Коневец, откуда мы только что приплыли! Судя по большому количеству стоянок, летом здесь очень много людей, но в майские мы были здесь одни. Только иногда мимо по берегу прогуливались редкие дачники.

Радуясь закончившемуся дождю и выглянувшему солнцу, мы поспешили поставить палатку и натянуть тент.

А после как истинные туристы поели, поспали, снова поели… В общем, такой вот полный релакс случился у нас в последний день похода. Много гуляли по бухте и фотографировались. А вечером наблюдали какие-то чудеса: на глазах буквально над Коневцом выросла радуга! Да не просто радуга, а как на картинках, всех цветов! Чудеса эти происходили достаточно долго – так что успели не только запечатлеть на объектив, но и просто посидеть-полюбоваться картиной происходящего!

Радуго на острове Коневец

Дорога домой

Подъем был достаточно ранним - в половину шестого утра. Очень хотелось успеть на утреннюю электричку.

Снова моросил дождик, срывался ветер. Но Коневец был прекрасен во всех этих состояниях. И на прощание мы сделал еще одну дивную фотокартчоку, ну а уже в 9 утра мы ехали в электричке в сторону дома!

Коневец

Такой вот замечательный получился этот майский выход. В общем-то, как и планировалось, поход был рассчитан больше на созерцание, чем на активное движение. Погода, хоть и не была самой приветливой, все же никак не омрачила наших впечатлений и даже дала вволю выспаться! Экстрима добавили коневецкие кабанчики, которых мы на свое счастье не встретили. Ну а перед глазами до сих пор видится та чудесная радуга над Коневцом! Остров, который оставил после себя очень приятное послевкусие. И почему-то так сильно хочется побывать там вновь! Радужный Коневец!

Видео отчет с посещения острова Коневец: