Ад и рай восточного Крыма
Вадим Хохлов вс, 05/10/2020 - 07:13
Памяти Наташи Ручиной
Пожалуй, в большинстве из нас живет дух романтика-первооткрывателя. Нам хочется если не открыть новые, неизведанные земли, то хотя бы пройти маршрутом вдали от людей, почувствовать себя наедине с природой, в отрыве от цивилизации. За такими ощущениями наша семерка и оправилась по маршруту «Земляничное – Новый Свет».
Утро 25 августа 2006 года. Удачно поймав попутный минивен, мы меньше чем за час промчались по трассе от Феодосии до Еленовки и еще чуть южнее, до села Земляничное.
Летнее солнце начинало припекать, поэтому после открытой поселковой улицы тенистая лесная дорога вызывала только положительные эмоции. Правда, прошедший недавно дождь оставил небольшие «западни», в одну из которых попала Лена. Продвигаясь первой, она приняла подсохшую глину в низинке за твердую землю и беспечно шагнула туда. Шагнула... и погрузилась всей ступней в вязкую жижу – оказалось, что эта глубокая лужа только сверху покрылась корочкой, под которой скрывалась глина как раз той консистенции, которую применяют при шпатлевке. От неожиданности туристка сделала следующий шаг и увязла второй ногой. Склеивающий эффект оказался отличным! Выпрыгивала из лужи Лена уже в одних носках, а извлечение кроссовок из глины превратилось в веселую операцию. Дальше шли осторожнее.
Где-то на середине пути до перевала притормозили на обеденный привал.
Поднимаемся дальше. Дорога временами то «затухает» до широкой тропы, то четко определена каменными укрепленными подпорами. После очередного поворота мы останавливаемся перед разрушенным мостом, по которому когда-то давно явно проезжал транспорт. Чертов мост, как называют его местные. Более древнее название – Улан-Баглан (в переводе с тюркского «связанные в узел растения»). Предположительно, мост и дорогу построили во времена Крымского ханства, в XVII-XVIII веках, чтобы связать существовавшие тогда Орталан (ныне Земляничное) и Солдайю (современный Судак). Во время Великой Отечественной войны он был взорван партизанами, да так и не восстановлен.
Преодолев это препятствие и ненапряжный получасовой подъем, мы вышли к поляне бывшей туристической стоянки.
Разрешив себе короткий отдых в тени берез, к 16 часам мы уже сквозь дымку испарений пытались разглядеть море с перевала Маски. Эта природная смотровая площадка располагается в 625 м над ним и примерно в 12 км от него.
Прямо перед нами горбился хребет Сасыхан, по левому склону которого пролегал спуск в долину Ай-Серез. В предчувствии близкого завершения перехода мы бодро зашагали вниз, а, услышав журчание ручья, тут же начали присматривать поляну для стоянки. Среди грабов, буков и кустарника отдельной делянкой выделялся квадрат с высокими соснами. Здесь мы и разбили лагерь, поставив палатки на горизонтальной терраске, по соседству с кормушкой для оленей.
Прошедший день выдался не самым сложным, поэтому после ужина вся компания задержалась у костра, негромко переговариваясь и прислушиваясь к лесным звукам. Помните мою фразу про желание оторваться от цивилизации? Так вот, за все время похода от Земляничного до места ночлега мы не встретили ни одного человека!
Утром в одной из чашек были найдены «ночные грабители» – три огромных черных жука, позарившихся на остатки сахара и попавших в западню.
Отпустив бедолаг, мы занялись приготовлением завтрака.
К половине восьмого солнце уже поднялось над окружающими горами, пронзая своими лучами сосновый частокол.
Еще через час, упаковав рюкзаки и сделав групповое фото у кормушки, мы начали переход. Вторая ночевка по плану предполагалась на морском побережье.
Через короткое время дорога из мягкой грунтовой превратилась в россыпь колотых камней, от тенистого леса остались отдельные кусты на склонах, а по оврагу, что тянулся слева от дороги, зажурчала речка Ай-Серез (с тюркского - Святой Сергий).
Междуречье встретило нас сочными гроздьями винограда в садах и огромными промоинами на месте центральной улицы.
Приятно удивил красиво оформленный источник в центральной части села. Судя по надписи, его обустройством занимался некий Абдулла.
Дальше предстоял самый солнечный участок маршрута, вариантов «заправиться» водой до самой Кутлакской бухты не предвиделось. Наполнив все имеемые емкости, пошли отсчитывать километры по шоссейке вниз, к «южной» крымской трассе.
К западу от дороги, ближе к вершине невысокого хребта Хашки-Кая, как будто музейные экспонаты в выставочном зале, «расставлены» скалы причудливой формы. Была мысль подняться к ним поближе и пофантазировать с фотками, но, оценив, какой крюк придется делать, огибая охраняемые виноградники, мы отказались от этой затеи.
6 км дороги позади. Теперь еще 1,5 км по трассе на юг и сворачиваем к пансионату «Солнечный камень». Вот оно, море! Купаться!
Со свежими силами группа отправилась по побережью на восток, к мысу Ай-Фока, закрывавшем от нас Кутлакскую бухту. Галечный пляж очень скоро закончился и дальше предстояло то пробираться по осыпи из острых камней, то карабкаться по узеньким тропкам на склонах выступов, разделяющих миниатюрные бухточки. Наиболее предприимчивая Наталья даже сумела договориться с отдыхающими, чтобы те на водном катамаране помогли обогнуть один из сложных участков.
Перед самым выходом в пляжную зону бухты нас ждало последнее препятствие. Морской прибой захлестывал уступы отвесной скалы, по которым необходимо было преодолеть 5-6 метров. Мужчины, разувшись, за несколько ходок перенесли рюкзаки, а женщины разделились: кто-то пробрался по уступам налегке, кто-то обогнул участок вплавь.
Кутлакская бухта. Здесь уже ни о каком уединении мечтать не приходится. На пригорке в 100 метрах от моря кафешки, самострой из гостиниц и даже маленький рыночек. Мы не устояли перед искушением утолить жажду пивом.
Продолжив путь в сторону Караул-Обы, мы обратили внимание, что на пляже ни одной палатки, это при том, что много компаний явно «походного плана», с рюкзаками. Позднее этому нашлось объяснение. А пока мы наслаждались солнцем, морем и свободой от рюкзаков.
Налегке поднялись на 20-метровый обрыв над пляжем, чтобы осмотреть развалины древней крепости.
По мнению ученых, первоначально крепость Афинион была построена в первом веке до нашей эры и входила в состав Боспорского царства. Позднее на ее территории построили свой храм армяне, а существующее название связывают с периодом владения этими землями крымскими татарами («Кутлак» переводится как «место-котел», «котлован»). Оставшиеся ныне фундаменты стен не производят впечатления, но по меркам своего времени крепость представляла «крепкий орешек» с пятью башнями и стенами 4-6 метровой высоты.
После 18 часов со стороны Караул-Обы прошла парочка сотрудников в униформе. Закончился рабочий день у охранников (и билетеров одновременно) заказника «Новый Свет». В ту же минуту у них за спинами началась «движуха»: пляж моментально покрылся десятками туристических палаток (оказывается, решением Веселовского поселкового совета их запрещено ставить у воды). К тому времени мы сумели занять места для двух палаток на уступах склона, третью пришлось ставить на пляже.
Утренние сборы были деловито быстрыми. Никто не хотел платить за вход в заказник по 30 гривен, поэтому мы постарались пройти «турникет» до прибытия кассиров, которые заступали на пост в 7 утра.
Затворы фотоаппаратов начали беспрерывно щелкать за первым же поворотом, после которого мы попали в окружение сказочного вида скал и причудливо изогнутых стволов можжевельника.
Неожиданно добрая сказка закончилась. Перед нами словно расступились стены, приглашая в долину Ада.
Долина представляла собой небольшой горизонтальный «пятачок», зажатый между отвесными скалами и высоким обрывом к морю.
На противоположном краю долины начинался подъем на Караул-Обу (в переводе с тюркского «Сторожевая гора»).
Устроив передышку на смотровой площадке, созерцаем окрестности. Череда красивых бухт и мысов вплоть до Меганома на горизонте! Сожаление одно – угрожающе темные облака и дымка испарений над морем. Удовлетворения от снимка нет, но ждать погоды некогда.
Еще немного усилий – и мы на пике Космоса (245 м над морем). Странное и необъяснимое сочетание названий: Ад, Космос... Стоит иметь в виду, что названия здешних долин, как и множества скал, камней причудливой формы, вы не найдете на географических картах. Их знают местные гиды и передают из уст в уста бывавшие здесь туристы.
Поцокав языками от открывшейся панорамы, спускаемся вниз, через ущелье Адамово Ложе, дальше по Таврской лестнице, прозванной так в честь ее создателей – тавров. Да, это Крым, в котором переплелись и наслоились артефакты, созданные различными народами, и природные «необычности», сотворенные ветрами, дождями и временем…
Тропа петляет между скал, постепенно набирая высоту. После небольшого пролома в скальной стене мы выходим в долину Рая. В крымском варианте рай находится выше ада. Это своего рода широкая седловина между пиком и основными отрогами горы, альпийский луг с отдельно стоящими сосенками. Можно только догадываться, как здесь красиво весной, в период всеобщего цветения. Правда, холода одной из предыдущих зим оставили свою метку – множество замерзших деревьев.
Пройдя часть долины, спускаемся к хорошо натоптанной тропе. По ней любил прогуливаться князь Лев Голицын, основатель винодельни в Новом Свете. А участок тропы у моря, вдоль подножия горы Коба-Кая был специально вырублен в 1912 году к приезду царя Николая II (мы проходили его в предыдущих «вылазках»). Вдыхая можжевеловый аромат и любуясь видами Голубой и Синей бухт, мы протопали до самого поселка.
Немного раньше полудня маршрут был пройден, все испытания остались позади, а в нескольких шагах от нас плескалось такое соблазнительное море! Единогласно решили сделать обеденный привал на пляже Зеленой (новосветской) бухты, чтобы уже потом весело дошагать до автостанции в Судаке и также весело и бесшабашно решать вопрос транспортной доставки в Феодосию.