Форт "Серая Лошадь"

Форт Серая Лошадь

В систему оборонительных сооружений Кронштадтской морской крепости входил еще один береговой форт, расположенный на южном побережье Финского залива – форт «Серая Лошадь».

История форта «Серая лошадь»

Он был построен в 1911 году на одноименном мысу в восьми километрах западнее форта «Красная Горка» и имел своим предназначением открытие огня по приближающемуся неприятельскому флоту для того, чтобы канониры успели подготовить к бою сложные артиллерийские системы «Красной Горки». Кроме того, батареи форта «Серая Лошадь» должны были препятствовать высадке возможного десанта для захвата все того же форта «Красной Горки». Видимо, в связи со своим предназначением форт в советские времена был переименован в «Передовой». И, если быть документально точными, эти оборонительные сооружения именовались противодесантными батареями, но не фортом. В 1919 году расчет «Серой Лошади», как раз таки, и отражал высадку отрядов армии генерала Н.Н. Юденича в Копорской бухте и своим огнем препятствовал проходу английских кораблей к Петрограду. В Великую Отечественную войну форт держал оборону Ораниенбаумского плацдарма. Батареи были разоружены в 1955 году в связи с расформированием Кронштадтской морской крепости.

Форт Серая Лошадь на карте

Как добраться до форта «Серая Лошадь»?

Самый короткий путь из Питера на форт – маршруткой №401 от метро «Автово» до остановки в деревне «Гора-Валдай». Далее километр-полтора до первого отворота вправо, который через три километра выведет к распахнутым воротам с достаточно свежей вывеской.

GPS трек маршрута до форта «Серая лошадь» можно посмотреть здесь.

Погожий мартовский день располагал к пешим прогулкам, и мы, чтобы размяться после зимнего застоя, решили удлинить себе переход. Электричкой с Балтийского вокзала доехали до платформы «68 км», перекусили бутербродом с чаем и бодрым шагом направились уже изведанным путем в сторону поселка Краснофлотский.

Читайте по теме: Форт Красная Горка.

Достигнув брошенной железнодорожной ветки, мы повернули налево, в сторону деревни «Черная Лахта». Рельсы здесь оказались разобраны, шпалы укрыты прочным снеговым настом, идти – одно удовольствие!

Правда, чем дальше мы продвигались на запад, тем больше препятствий нам приходилось преодолевать: то продираться сквозь ветки упавших деревьев, то шагать по шпалам моста, между которыми виден стремительный речной поток.

За пару сотен метров до Черной Лахты натыкаемся на непроходимый завал на насыпи и заветные таблички «Проход закрыт». Лай собак подсказал нам, что более безопасным будет левосторонний обход препятствия.

Выйдя после небольшого крюка снова на ж/д насыпь и обернувшись назад, убедились в правильности выбранного пути.

Дальше наш путь лежал через типичный дачный поселок, в котором все же встречались нетипичные дома из прошлого.

На западной окраине Черной Лахты смонтирована мачта сотовой связи, которая служит отличным ориентиром (она видна от Краснофлотского).

Еще минут сорок прогулки по извилистой дороге – и нашему взгляду открывается сказочный вид на Финский залив.

Мы уже практически у цели! Через триста метров нас ждет первое строение форта – командно-дальномерный пункт (КДП). Он построен в 1911 году на правом фланге правой батареи.

Форт Серая Лошадь.Командно-дальномерный пункт

Пролом в кирпичной кладке позволяет без проблем проникнуть внутрь служебных помещений некогда закрытого объекта.

Вход в помещения КДП

Интерьеры нас не удивили: выкорчеванная электропроводка, сгнившие металлические конструкции, груды бытового мусора…

Правда, состояние лестниц и трапов позволило-таки подняться в верхнее помещение и даже на крышу КДП.

Наблюдательное помещение КДП

Люк на крышу КДП

Панорама на Финский залив с крыши КДП

Чуть больше сотни метров от КДП влево по побережью видны остатки стены, защищавшей позиции форта от штормов.

Натоптанная тропа выводит нас на бетонный колпак с амбразурами, предназначенный для обороны батареи в ближнем бою. Построен, по всей видимости, во время реконструкции в 50-х годах прошлого века. Боец занимал позицию, используя подземный ход, ведущий от артпогребов батареи.

Батарея правого фланга №331 состояла из трех 152-мм орудий Канэ. Подземные сооружения батареи аналогичны сооружениям «Красной Горки», связаны в единый комплекс потерной, но в масштабах и толщине защитных стен проигрывают своему ближайшему соседу.

Из-под снега торчит чудом уцелевший бронеколпак, прятавший в себе устройство для прицеливания орудий батареи.

На левом фланге форта осталось четыре орудийных дворика, в которых располагались 120-мм орудия системы «Виккерс». Батарея №332. Все подземелье доступно и через окна подачи боеприпасов на артиллерийских позициях, и через обычные входы для личного состава.

Удивительно, но внутренние помещения батарей практически не замусорены. Мало того, при размещении погребов и других помещений на уровне среза воды Финского залива, гидроизоляция по сей день выдерживает натиск влаги.

Ниши для снарядов первого выстрела

Артиллерийский погреб с сохранившейся противооскольной защитой

Потерна батареи №332

ДОТ на левом фланге форта

Левее батареи №332, в стороне от дороги просматривается здание постройки 1950-х годов – дальномерный пункт.

Форт Серая Лошадь. Дальномерный пост

После расформирования крепости территория форта использовалась в том числе как летний лагерь военно-морского училища. Казармы расположены вдали от побережья и, возможно, даже обитаемы….

Казармы лагеря

Казармы лагеря

ДОТ протидесантной обороны советской постройки

Изначально была мысль вернуться на электричку, но после осмотра объектов мы отказались от этого плана. Рванули на деревню Гора-Валдай, хотя скептически отнеслись к графику движения маршруток на этом участке.

Схема объектов Серой Лошади

Но нет, автобусик не заставил себя долго ждать. В полупустом салоне можно было попить чайку и расслабиться после 15-километрового походика…

В статье использованы материалы из книги Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта» и схема из alexfergis.myftp.org