Зигальга. г. Большой Шелом – г. Поперечная

Зигальга. Гора Малый Шелом

Поход по Южному Уралу

Если Вы планируете совершить поход по Южному Уралу как настоящий «дикий» турист, Вас не интересуют натоптанные тропы и указатели на пути - тогда этот маршрут именно для Вас!

Нитка 4-х дневного похода по Южному Уралу:

село Верхний Катав (Верх - Катавка) – г. Большой Шелом г. Малый Шелом – Александровский перевал – г. Антенная – г. Поперечная – селоТюлюк.

Протяженность всего маршрута - 64км.

GPS трек маршрута по хребту Зигальга можно скачать здесь.

Маршрут по Зигальге на карте

Подготовка

Данный поход состоялся 2-5 августа 2010г. Напомню, что в тот год по всей России установилась аномально жаркая погода, вследствие чего во многих регионах страны почти все лето бушевали лесные пожары. Челябинская область не стала исключением, но непосредственно в районе планируемого нами выхода - пожаров не наблюдалось, ощущалась лишь сильная задымленность.

Учитывая такую пожароопасную обстановку в лесу и опыт предыдущих попыток покорить Зигальгу, было решено двигаться строго по вершине хребта, не спускаясь в таежные склоны.

Осознавая предстоящие особенности маршрута, в частности запрет на разведение костров и отсутствие воды в родниках, было решено взять с собой бензиновую горелку и увеличенный запас воды.

Преимущества выбранного маршрута:

- горная вершина, покрытая курумниками, позволяла набирать высокую скорость движения (относительно маршрутов, проходящих по таежным буреломным склонам хребта Зигальга);

- простота ориентирования за счет видимости вершин Зигальги и соседних хребтов;

- наличие мобильной связи на случай ЧС (напомню, что на южном склоне и далее до села Тюлюк нет никакой мобильной связи).

День первый. Деревня Верхний Катав (Верх-Катавка) – плато между Большим и Малым Шелом

Цель первого дня похода: подняться на плато между Большим и Малым Шеломом и заночевать там, чтобы с утра второго дня совершить радиальный выход на вершину Большого Шелома.

Итак! Рано утром 2 августа мы заказали такси до деревни Верхний Катав. По прибытию на место, примерно в 12ч дня, мы оперативно выгрузились и быстрым шагом проследовали вдоль грунтовой дороги в сторону урочища Двойниши.

Напомню, что гора Большой Шелом находится на территории Южно-Уральского государственного природного заповедника, для входа в который необходимо получать пропуск у местных егерей в деревне Верхний Катав. Однако, учитывая пожароопасную обстановку, была вероятность запрета прохода туристов в лес, поэтому во избежание встречи с егерем, мы двигались по лесу вдоль дороги.

Надо отметить, что дорога, вдоль которой мы продвигались,-это бывшая Белорецкая узкоколейная железная дорога (БУЖД), которая соединяла Катав – Ивановск – поселок Тирлянский – Белорецк.

Белорецкая узкоколейная ЖД

Набрав воды в ручье Тукайский ключ, мы свернули с дороги в сторону вершины Большой Шелом и стали постепенно набирать высоту.

Тукайский ключ

Где-то на середине подъема неожиданно для нас пошел дождь. По этому поводу я вспомнил свою примету: когда поднимаешься на Зигальгу, ближе к вершине - начинается плохая погода.

Не доходя седловины хребта, между каменными глыбами курумников, мы услышали шум воды. Наличие воды поблизости от места ночевки, нас сильно обрадовало: сегодня воду можно не экономить!

Набираем воду среди курумов

Верхний Катав с Зигальги

Большой Шелом

Ужин на седловине хребта Зигальга

Примерно в 21:30 мы дошли до места первой ночевки. Установив палатку и приготовив ужин туриста, мы отправились спать.

Время движения за первый день маршрута составило 9,5 часов. За это время было пройдено 13,8 км. Набор высоты составил 740 метров. Ночевка располагалась на высоте 1217 метров.

День второй. Большой Шелом – Малый Шелом – Александровский перевал

Цель второго дня маршрута: без рюкзаков подняться на вершину Большого Шелома, вернуться в лагерь, пообедать и двинуться дальше через вершину Малого Шелома в сторону Александровского перевала.

Ночевка на высоте 1217 метров на удивление оказалась весьма теплой. Проснувшись раньше остальных ребят, я вышел из палатки сделать снимки рассвета.

Рассвет на Зигальге. Малый Шелом

Малый Шелом

Южный склон Зигальги

Большой Шелом

Место ночевки (1217м)

Курумы Большого Шелома

В 9 утра мы выдвинулись на штурм вершины Большого Шелома. Подниматься приходилось по каменным россыпям – курумникам. Потратив на подъем 1,5 часа, мы были на вершине. Спустя 2 года, я снова находился на вершине Большого Шелома (1427м). Дымка в воздухе не позволяла сделать хорошие панорамные фотографии.

Начало подъема на Большой Шелом

Камни Большого Шелома

Плато на вершине Большого Шелома

Вид на Зигальгу с вершины Большого Шелома

Вершина Большого Шелома (1427м)

Вид на хребет Нары с вершины Большого Шелома

Спускаемся. Вид на Зигальгу с вершины Большого Шелома

Спуск. Вид на Верхний Катав

Потратив обратно на спуск 50 минут, мы пообедали, собрали вещи и в 11ч. выдвинулись в направлении Малого Шелома.

Подъем на Малый Шелом

Подъем на Малый Шелом. Вид на Большой Шелом

Жара усиливалась. Пришлось переодеться в более легкую одежду. Экономили воду, так как мы не знали, когда выйдем на следующий родник.

В 14 часов дня мы уже разглядывали окрестные виды с вершины Малого Шелома (1367м).

Вершина Малого Шелома (1367м)

После перерыва на вершине, осмотревшись вокруг, мы двинулись в сторону 4-го и 5-го Шелома. Большие курумники на данном участке не встречались, поэтому передвигаться было достаточно легко.

Вид на Зигальгу с вершины Малого Шелома

Воды у нас оставалось не более 400 грамм на троих. Для утоления жажды вместо воды ели ягоды. Это помогало, но ненадолго, поэтому мы решили немного спуститься на южный склон и найти воду в одном из притоков ручья Большой Катав.

Наш расчет оказался верным. Вода оказалась на высоте 902 метра. Здесь мы пополнили запас воды, напились чаю и двинулись дальше.

Вид на Большой и Малый Шелом

Ягоды вместо воды

Исток притока ручья Большой Катав

Наш запас воды

Вскоре мы вышли на лесную дорогу и к 21ч. дошли до стоянки - Александровский перевал. Именно здесь проходит дорога из села Верхний Катав в село Александровка. Стоянка была уютной и чистой, к тому же совсем рядом есть источник воды – исток ручья Беленький Ключ.

Стоянка Александровский перевал

Тем, кто планирует совершить поход по данному маршруту, рекомендую первую и вторую ночевки совершать именно на Александровском перевале. Во-первых, подниматься от Верхнего Катава (Верх Катавки) более полого, во-вторых, от стоянки до вершин Малого и Большого Шелома можно прогуляться «налегке», без рюкзаков.

Время движения за второй день маршрута составило 12,5 часов. За это время было пройдено 14,5 км. Набор высоты составил ориентировочно 500 метров. Ночевка располагалась на высоте 976 метров.

День третий. Александровский перевал – гора Антенная – подножие горы Поперечная

Цель третьего дня: подняться на вершину горы Антенная (1203 м) и дойти до подножия горы Поперечная.

Утро третьего дня было пасмурным.

Стоянка Александровский перевал

В 9ч утра мы уже были на маршруте. Пройдя 1,7 км по той же дороге, мы свернули в сторону вершины. Шли по координатам. Поднимались по бурелому. Пока поднимались, пошел мелкий противный дождь – и скорость подъема снизилась до минимальной. В 11ч утра мы стояли на вершине горы Антенная (1214 м). На вершине горы установлен пассивный ретранслятор ТВ-сигнала от телевышки в г. Юрюзань в г. Белорецк. Я где-то прочитал в сети Интернет, что при монтаже данной конструкции на вершине горы было потрачено взрывчатки объемом, равным объему кузова ЗИЛ-131.

Подъем на гору Антенная

Вид с горы Антенная

ТВ ретранслятор на вершине горы

Попытались сделать панорамные фото, но пасмурная погода снова не позволила этого сделать.

Участок пути от горы Мерзлый Утес и до подножия горы Поперечная проходит вдоль болота Чёртов Дол (Диченковы Болота). В такую жару поверхность болота была сухая, поэтому шли как по ковру, и в одном месте нам даже удалось набрать воды.

Как потом оказалось, рассматривая трек маршрута, мы прошли в 100 м от «Шиховской» избушки.

У подножия горы Мохнатый дол снова вышли на лесную дорогу, оставшуюся от лесозаготовителей. Здесь есть источник воды и хорошее место для ночлега, но мы все же решили идти дальше.

На «генштабовских» картах, которые имелись у нас, у подножия горы Поперечная, была отмечена охотничья избушка. Мы попытались ее найти, но безуспешно. В итоге мы заночевали на поляне у первой понравившейся нам ели.

Время движения за третий день маршрута составило 12 часов. За это время было пройдено 22 км. Набор высоты составил ориентировочно 500 метров. Ночевка располагалась на высоте 1174 метров.

Вид на Зигальгу. Где-то у горы Поперечная

День четвертый. гора Поперечная – село Тюлюк.

План четвертого дня был довольно прост – подняться на гору Поперечная, а затем спуститься в село Тюлюк.

Проснувшись утром 5 августа, мы неспешно собрали вещи и пошли к вершине.

Утро четвертого дня

Согласно карте до нее оставалось не более 2 км. Когда поднимались по курумникам, мы стали делать частые остановки ради того, чтобы запечатлеть завораживающие виды.

Подъем на гору Поперечная

Вид на южный склон горы Поперечная

Плато на вершине горы Поперечная

Зигальга. Вид с горы Поперечная

Наконец-таки солнечная погода позволяла сделать несколько фотографий.

Примерно в 11 часов утра мы стояли на вершине горы Поперечная (1389 м). К сожалению, это была крайняя точка нашего маршрута по хребту Зигальга, и теперь нам предстояло спуститься вниз в село Тюлюк.

Вершина горы Поперечная 1389м

Недалеко от вершины Поперечной, на границе леса и курумников, находится пару хороших мест для ночлега, но в тот год источников воды мы там не встретили.

От этих мест вниз ведет хорошо натоптанная тропа, с которой открывается прекрасный вид на село Тюлюк.

Спуск с г. Поперечная. Вид на село Тюлюк

Перейдя почти полностью пересохшую реку Юрюзань, мы направились в местное кафе пообедать и отметить удачное завершение нашего похода.

Пересохшая речка Юрюзань

Входим в село Тюлюк

Село Тюлюк. Поход окончен

Тюлюк. Большой Иремель

Вид на Зигальгу из Тюлюка

Вид на Зигальгу из Кордонного

Таким образом, спуск с вершины горы Поперечная (1389 м) до реки Юрюзань (520 м) у нас занял 3,5 часа (9 км).

Время движения за четвертый день маршрута составило 5,5 часов. За это время было пройдено 14 км. Набор высоты составил ориентировочно 210 метров. Ночевка располагалась на высоте 1174 метров.

Итог похода по Южному Уралу – хребту Зигальга

Все прошло, так как мы и планировали. Общая протяженность маршрута составила 64 км. Набор высоты - 1950м. Общее время движения - 39,5 часов.